Юридический портал «Автомобиль и закон» — актуальная и точная информация по вопросам, связанным с применением российского законодательства в области автотранспорта, от практикующих юристов.

Взыскание неустойки по ОСАГО в 2018 году: правила расчёта, новая судебная практика и советы от юриста

Страховая выплата может спасти от экономического краха потерпевшего в аварии водителя. Но что делать, если страховая компания нарушает свои договорные обязательства и затягивает с выплатами? Тогда приходит помощник всех застрахованных лиц «неустойка по ОСАГО».

Если ваша страховая компания не выполняет свои обязанности и тянет с выплатами, лучшим решением проблемы будет – знание своих прав в сфере страхования и обращение в суд с квалифицированным юристом. Он расскажет вам, какие выплаты страховая компания будет обязана уплатить вам дополнительно.

Опираясь на юридическую литературу, неустойка по ОСАГО – это определённая денежная сумма, которую обязана выплатить страховая компания другой стороне договора за неисполнение своих договорных обязательств.

Страховой агент обязан в срок 5 рабочих дней рассматривать все поступившие ему заявления о страховых выплатах, и в течение 20 дней производить по ним выплаты либо отказывать в них. Если страховщик нарушил эти сроки, его обяжут выплатить дополнительные платежи в качестве наказания – например: неустойка.

Полис Осаго

В каких случаях страховщик несёт обязанность по оплате неустойки?

Оплата неустойки

Основные нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность страховых компаний и помогают гражданам в случаях споров между ними и компаниями:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. ФЗ № 4015 – 1 « Об организации страхового дела в Российской Федерации».
  3. ФЗ № 40« Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Случаи, обязывающие страховщика оплатить неустойку:

  • несоблюдение сроков страховой выплаты;
  • несоблюдение сроков в выдаче направлений на ремонт автомобиля;
  • несоблюдение срока возврата страховой премии, если он предусмотрен действующими правилами ОСАГО.

Сроки страховых выплат

После получения заявления о страховой выплате страховая компания обязана в течение 5 рабочих дней рассмотреть заявление и в течение 20 рабочих дней должна произвести выплату, выдвинуть рациональный отказ или направить машину на ремонт, с указанием сроков.

Сроки выдачи направления на ремонт

После предъявления потерпевшим своей повреждённой машины, у страховой компании есть 5 рабочих дней на её осмотр. В течение 20 рабочих дней после осмотра страховщик оформляет направление автомобиля на ремонт в станцию технического осмотра и оплачивает его ремонт потерпевшей стороне (если со станцией у страховой компании заключён договор). Если потерпевший просит отремонтировать свою машину в той станции, в которой хочет он, то срок выдачи направления может быть увеличен до 30 дней.

В соответствие с ФЗ «Об ОСАГО», сроки ремонтных работ не должны превышать 30 календарных дней, за исключением праздничных дней.

Правила расчёта неустойки

Правила расчёта неустойки

Как рассчитывается неустойка по ОСАГО, если страховая компания нарушила свои договорные обязательства?

Просрочена страховая выплата

Расчёт неустойки по ОСАГО определён действующим законодательством, и она начисляется в размере 1% от страховой выплаты за каждый просроченный день. Существуют ограничения по максимальному размеру страховой выплаты:

  • 400 тысяч рублей по возмещению вреда имуществу;
  • 500 тысяч рублей по возмещению вреда здоровью или жизни.

Нарушен срок выдачи направления на ремонт

Выплата неустойки за нарушение сроков выдачи направления на ремонт начисляется следующим образом: за каждый день просрочки начисляется 0,5% от стоимости ремонта автомобиля.

Как исчисляется начало течения срока?

  1. Просрочка страховой выплаты – начало срока исчисления с 21 дня.
  2. Просрочка выдачи мотивационного отказа в выплатах – с 21 дня.
  3. Просрочка срока выдачи направления на ремонт:
  • если СТО выбирала страховая компания – с 21 дня просрочки;
  • если СТО выбирала сама пострадавшая сторона – с 31 дня.

Например: Вы попали в аварию, после осмотра автомобиля страховая компания сказала, что размер ущерба равен 90 тысячам рублей и она выплатит вам страховое возмещение.

Уже на 21 день после подачи документов начисляется неустойка. 1% от 90 тысяч рублей равен 900 рублей. Следовательно, за два дня просрочки страховщик будет вам должен уже 1800 рублей + страховая выплата и так далее.

Например: Вы попали в аварию, после осмотра автомобиля страховая компания сказала, что размер ущерба равен 90 тысячам рублей и она направит вас на ремонт в СТО. Уже на 21 день начнётся исчисление неустойки. 0,5% от 90 тысяч рублей равно 450 рублей за один день просрочки. Если вы сами выбрали, в какой СТО вы будете ремонтироваться, то начинайте считать дни просрочки с 31 дня.

Формула: Размер ущерба * процент неустойки за 1 просроченный день * количество просроченных дней

Неустойка перестанет расти в день уплаты всей задолженности страховой компанией.

Взыскание неустойки в судебном порядке

Если страховая компания не выплатила вам оставшуюся часть страховой выплаты, не произвела оплату вообще или просрочила сроки рассмотрения заявления, вы имеете право обратиться в суд.

Порядок обращения за судебной защитой

Взыскание неустойки в судебном порядке

Если сумма ущерба не более 50 тысяч рублей, то спор будет рассматриваться мировым или районным судом.

Необходимые документы для обращения в суд:

  1. Исковое заявление о взыскании денежной суммы.
  2. Действующий страховой полис ОСАГО.
  3. Протокол о дорожном происшествии.
  4. Копия заявления на страховую выплату.
  5. Оценки и расчёты повреждения автомобиля.
  6. Решение о назначение страховой выплаты либо отказ.
Вам потребуются все документы, которые смогут обеспечить вам защиту в суде и  доказать виновность страховой компании.

Желательно обратиться к юристам, которые помогут вам в составлении списка документов и их заполнении, исходя из вашей личной ситуации.

Соблюдение претензионного порядка

Претензионный порядок – это мирное урегулирование между сторонами договора своего спора до подачи заявления в суд. Начиная с 2014 года, данный процесс является обязательным, то есть вы не сможете подать заявление в суд раньше, чем соблюдёте весь претензионный порядок.

Алгоритм направления претензии страховщику:

  1. Составление грамотной претензии стороне-нарушителю. Претензия должна быть в письменном виде, нести в себе чётко определённые требования и обстоятельства этих требований, а также денежную сумму, которую необходимо взыскать от страховой компании.
  2. Направление составленной претензии страховой компании.

После этого у страховой компании есть 30 дней для принятия решения о дальнейшем пути разрешения спора: пойти на мировую или решать проблему в судебном порядке.

На какие дополнительные выплаты можно рассчитывать при взыскании неустойки через суд?

В процессе судебного разбирательства при взыскании неустойки, страховую компанию могут обязать выплатить вам дополнительно штраф. Он назначается в размере 50% от суммы, присуждённой судом в пользу истца. То есть, если страховщик должен вам 90 тысяч рублей страховой выплаты, но он выплатил в срок некую часть этих денег, например: 40 тысяч рублей, при этом на эту сумму набежали проценты в размере 10 тысяч рублей — штраф будет назначен в размере 50% от всей суммы, присуждённой судом (90 000 – 40 000 + 10 000 = 60 000 рублей). Итого: вместо 90 тысяч рублей, вы получите, 120 тысяч, то есть дополнительно будет взыскано 50% от 60 000 руб.

Заключение

Взыскание неустойки по ОСАГО – это один из способов контроля и обеспечения порядка деятельности страховых компаний. Так как выплата неустойки приведёт страховую компанию к убыткам, они стараются всегда выполнять выплаты или направления на ремонт вовремя или давать обоснованный отказ своим действиям.

Законами нашей страны предусмотрены различные вариант защиты граждан в сфере страхования. Но чтобы не попасть в неприятности, нужно знать свои права и обязанности перед страховыми компаниями.

Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Евгения Матвеева
Евгения Матвеева, Юрист по вопросам социального обеспечения 54 статей на сайте
Поступила в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Волгоградский экономико - технический колледж" в 2016 году. Будущий юрист и социальный работник в сфере социального обеспечения граждан. Поступила в колледж, преследуя цель помогать людям в трудных жизненных ситуациях со стороны закона.
2 комментариев к статье «Взыскание неустойки по ОСАГО в 2018 году: правила расчёта, новая судебная практика и советы от юриста»
  1. В таких ситуациях нельзя тянуть с реакцией на неправомочные действия страховой компании. Нужно быстро составлять претензию и отправлять её на адрес страховщиков с уведомлением о вручении. А потом уже можно спокойно уточнять правовые нюансы.

  2. У меня была ситуация, когда страховая выплата превышала сумму страховки. Страховая компания должна была мне выплатить 400 000 рублей, а выплатила 380 000 рублей. Пришлось делать независимую экспертизу и разрешать спор в досудебном порядке. После направления страховой компании досудебной претензии, мне выплатили оставшуюся сумму.

Напишите Ваш комментарий