Юридический портал «Автомобиль и закон» — актуальная и точная информация по вопросам, связанным с применением российского законодательства в области автотранспорта, от практикующих юристов.

Какая периодичность прохождения техосмотра автомобилей предусмотрена в 2018 году? Юрист о графике прохождения ТО и сроках действия диагностической карты

Автомобилисты со стажем хорошо помнят те времена, когда за отсутствие действующего техосмотра можно было лишиться номеров. Когда прохождение технического осмотра было целым событием и большинство водителей решало эту проблему неофициальным путём через знакомых гаишников. В 2011 году всё изменилось. Согласно закону 170-ФЗ от 01.07.11 г. (он, также, определяет и периодичность прохождения техосмотра автомобиля) контроль этой процедуры был изъят у МВД и передан страховщикам. Начиная с 01.01.12 г. за наличием техосмотра, а вернее, диагностической карты (ДК), свидетельствующей о его прохождении следят страховые компании. Выдавая или отказывая автовладельцам в выдаче полисов ОСАГО. Ежегодно законодатели вносили и продолжают вносить различные доработки и новшества в этой сфере. Рассмотрим подробно, каков график прохождения ТО по состоянию на 2018 г, а также другие, связанные с этим вопросы.

Какая периодичность прохождения техосмотра автомобилей предусмотрена в 2018 году? Юрист о графике прохождения ТО и сроках действия диагностической карты

Техосмотр – что это?

Любое транспортное средство (легковая автомашина, находящаяся в личном пользовании, в том числе), является источником повышенной опасности для окружающих. Поэтому проверка его технического состояния, исправности всех важных систем ТС, должна производиться на регулярной, плановой основе. Такая проверка осуществляется в ходе обязательного технического осмотра. Частота и сроки проведения ТО, а также контролируемые параметры, регламентируются отечественным законодательством.

По российскому законодательству, за соблюдением обязанности автовладельцев регулярно проходить техосмотр следят страховые компании. Страховщики, по закону имеют право оформлять ОСАГО (без которого эксплуатация ТС в РФ запрещена) только на а/м, находящиеся в технически исправном состоянии. Исправное состояние ТС подтверждается актуальной (непросроченной) диагностической картой.

Ранее техосмотр проводился на пунктах инструментального контроля (ПИК), находившихся под государственным контролем. Теперь этим занимаются в основном частные СТО, получившие аккредитацию Российского Союза Автостраховщиков (РСА). Для получения аккредитации организации, занимающиеся автотехобслуживанием, должны иметь необходимое оснащение (подтверждённое сертификатами) и персонал, требуемый для проведения процедуры ТО. Полный список (постоянно пополняемый) аккредитованных СТО находится на сайте РСА.

Закон даёт возможность собственнику ТС (или его доверенному лицу) проходить процедуру обязательного технического осмотра в любом из аккредитованных центров, без привязки к месту регистрации а/м. По итогам прохождения ТО, автовладельцу выдаётся диагностическая карта, которая содержит список проверяемых параметров, их величину и отклонение от норматива. В конце карты даётся резолюция о возможности (или невозможности) использования ТС. При наличии недостатков, которые запрещают использование машины, водителю даётся 20-дневный срок на их исправление.

График прохождения

Законодателем чётко прописано, как часто нужно проходить техосмотр автомобиля для каждого вида ТС. Периодичность напрямую зависит от назначения ТС, его возраста и т.п. Начнём с легковых авто, как наиболее актуальных для граждан — частных автовладельцев.

Легковой транспорт

Легковой транспорт

Закон обязывает владельцев авто проходить техосмотр:

  1. Ежегодно, если ТС старше 7 лет.
  2. Раз в два года, при возрасте а/м от 3 до 7 лет.
  3. Впервые, при достижении 3-летнего возраста.

При этом (независимо от возраста ТС) периодичность осмотра легкового автотранспорта:

  • задействованного в такси – каждые 6 месяцев;
  • применяемого для обучения – каждые 12 месяцев;
  • оснащённого спецсигналами – каждые 12 месяцев.
Таким образом, владелец нового автомобиля имеет возможность приобретать ОСАГО в течение первых трёх лет без прохождения техосмотра. Соответственно, нет необходимости в оформлении (и предъявлении) ДК. При этом период прохождения техосмотра нового автомобиля составляет сначала 3 года, а потом 2 (в возрасте 5 и 7 лет). В дальнейшем проходить осмотр надо ежегодно.

Грузовые а/м

Грузовые а/м

Для грузовиков (коммерческого транспорта) с массой до 3.5 т, периодичность прохождения осмотра, связанная с возрастом, аналогична периодичности применяемой к легковым а/м. Сфера применения накладывает на этот вид транспорта следующие ограничения по срокам (независимым от возраста) техосмотра:

  • используемые для перевозки пассажиров и имеющие свыше 8 (без учёта водительского) посадочных мест — 1 раз в 0,5 года;
  • предназначенные для транспортировки грузов, несущих опасность окружающим — 1 раз в 0,5 года.
  • учебные автомобили — 1 раз в год.

Грузовые а/м массой более 3500 кг (грузовой транспорт) должны подвергаться процедуре технического осмотра ежегодно (возраст значения не имеет).

Мототранспорт

Мототранспорт

Для мотоциклов график ТО аналогичен применяемому по отношению к л/а:

  • ежегодно, если байк старше 7 лет;
  • 1 раз течение 2 лет, при возрасте от 3 до 7 лет;
  • Первый раз, через 3 года после выпуска.

Диагностическая карта

По итогам прохождения техосмотра владельцу АМТС выдаётся диагностическая карта. Она является юридически значимым документом, который подтверждает факт проведения данной операции. ДК содержит результаты осмотра — величины исследуемых параметров и их отклонения от нормативов, а также резолюцию о допуске (или, не допуске) ТС к эксплуатации.

Это официальный документ. Поэтому, он должен быть подписан должностным лицом организации (поставщика услуги) и заверен печатью. Один экземпляр карты выдаётся автовладельцу, второй остаётся в СТО. Третий, в электронном виде, передаётся в ЕАИСТО (единую информсистему, содержащую сведения о пройдённых ТО).

Помимо учётных данных автомобиля, ДК содержит информацию о:

  • токсичности выхлопа (СО/СН);
  • величинах люфта в рулевом управлении;
  • исправности светотехники и её регулировках;
  • работоспособности «дворников» и омывателей;
  • параметрах торможения;
  • знака аварийной остановки и огнетушителя;
  • светопроницаемости передних стёкол и некоторых других параметрах (всего, около 70 пунктов).

В случае если какие-то из параметров не попадают в нормативные рамки, автовладелец должен устранить недостатки в 20-дневный срок. Обычно, устранением неисправностей и регулировками занимаются здесь же, на месте.

Срок действия диагностической карты

Срок действия диагностической карты

В верхней части карты размещается её идентификационный номер и срок действия. Срок действия напрямую связан с периодичностью прохождения техосмотра. Первый раз он производится в 3 года, его срок действия (для обычного автомобиля) составит 2 года. Срок действия следующей ДК (полученной автовладельцем спустя 2 года) также будет составлять 2 года. А вот все последующие, будут актуальны только в течение года.

В случае необходимости (например, при длительных заграничных поездках) допускается проводить техосмотр значительно раньше завершения срока действия. ДК с просроченным сроком действия – повод для отказа в оформлении ОСАГО или выплаты возмещения в случае ДТП.

Стоимость техосмотра

Процедура проведения технического осмотра занимает достаточно короткое время (норматив составляет 30 минут для л/а). Очередей, в связи с большим количеством организаций, оказывающих услугу, практически не бывает. Стоит недорого. В зависимости от региона и СТО, цена услуги может составлять 500 — 1000 рублей. Если предлагается более низкая стоимость, это должно вызвать подозрение. Поэтому перед обращением за услугой рекомендуется проверить наличие организации в списке аккредитованных (имеющих право оказывать данную услугу) на интернет-портале РСА.

Наличие у станции техобслуживания (в которую обращается автовладелец) аккредитации — очень важно. Ведь СТО должна не просто выдать вам бумажный экземпляр диагностической карты, а также внести данные о прохождении ТО в единую базу данных. Именно информацией из базы данных будут руководствоваться страховщики, выписывая вам ОСАГО.

После проведения осмотра рекомендуется убедиться в том, что информация о данном факте внесена ЕАИСТО. В интернете существует масса сайтов, которые обеспечивают такой сервис. Поэтому, проверить вашу диагностическую карту не составит проблемы. В случае отсутствия такой информации необходимо вернуться на СТО и разобраться в причине.

Наличие информации о вашей ДК в информсистеме – главное доказательство её подлинности и актуальности.

Документы, предоставляемые при техосмотре

Автовладелец должен предоставить в технический центр (предварительно выбранный им для прохождения процедуры осмотра) следующие документы:

Документы, предоставляемые при техосмотре

  • паспорт либо заменяющий его документ;
  • свидетельство о регистрации а/м (либо ПТС);
  • доверенность (если обратился не владелец ТС).
Также важно не забыть проверить наличие в машине огнетушителя с актуальным сроком годности и знака аварийной остановки. Аптечка (на данный момент) из процедуры проверки выпала. Контролируют её наличие только сотрудники ГИБДД. При встрече с ними, отсутствие аптечки может повлечь за собой штрафные санкции в размере 500 рублей.

Наличие действующей медицинской справки не требуется.

Как не забыть пройти ТО?

Вовремя не пройдённый техосмотр влечёт за собой ряд неприятных последствий. Главное из которых отказ в выплате возмещения при ДТП. Ещё более неприятное последствие (в случае виновности в ДТП водителя с недействующим ТО) – возникновение обязанности по выплате ущерба пострадавшей стороне из собственных средств. Поэтому необходимо отслеживать состояние своей диагностической карты не только с точки зрения возможности/невозможности оформления ОСАГО.

Хранить ДК лучше вместе с полисом. Тогда всегда можно заглянуть в неё и вспомнить, когда наступает время для очередного ТО. Кроме того, можно сделать пометку о сроке действия карты в полисе (он чаще попадает в руки и на глаза водителю).

Заключение

Автомобиль — не только средство передвижения, но ещё и средство повышенной опасности. От его технического состояния зависит жизнь и здоровье водителя (с его пассажирами) и окружающих. Владение автомобилем налагает на гражданина обязанность по поддержанию его в исправном состоянии, а также в периодическом подтверждении этого факта, посредством обязательного технического осмотра.
Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Эдуард Розэнд
Эдуард Розэнд, Юрист 50 статей на сайте
Работаю в юридической компании ведущим юристом. Охотно отвечаю на Ваши вопросы в своих статьях.
К этой статье пока нет комментариев. Сделайте это первым!

Напишите Ваш комментарий