Бесплатная консультация автоюриста: +7 (499) 577-02-48 (Москва), +7 (812) 467-30-49 (Санкт-Петербург)
Бесплатная консультация автоюриста:
+7 (499) 577-02-48, +7 (812) 467-30-49
Юридический портал «Автомобиль и закон» — актуальная и точная информация по вопросам, связанным с применением российского законодательства в области автотранспорта, от практикующих юристов.

На какой срок выдаётся диагностическая карта. Её необходимость для оформления полиса ОСАГО в 2020 году

Как правило, такая тема как «срок действия диагностической карты» интересует автовладельцев и водителей только перед оформлением полиса ОСАГО. В большинстве случаев собственники транспортных средств (ТС) следят за техническим состоянием своих железных коней без получения официальной диагностической карты (ДК): загнал в гараж к своему автомастеру или починил сам.

Конечно же, все мы понимаем, что никакая официальная бумага не может быть гарантом технической исправности автомобиля, так же как и её отсутствие не является подтверждением того, что автовладелец не следит за состоянием своего транспорта. Однако, согласно действующему законодательству России, обязательным для автовладельцев является следующая цепочка действий: получение диагностической карты, а затем оформление страховки ОСАГО. В нашей статье мы расскажем всё о сроках действия ДК, периодичности её получения и ответственности за её отсутствие.

Срок действия диагностической карты
Источник: https://pixabay.com/photos/time-calendar-saturday-weekend-day-273857/

Диагностическая карта – что это такое?

Диагностическая карта
Источник: https://pixabay.com/photos/hands-read-document-read-out-4476303/

Многие водители до сих пор используют понятие «талон техосмотра» вместо термина «диагностическая карта». И, в принципе, никакой юридической разницы между понятиями нет: изменилось только название, форма записи и подачи информации. Однако по своей сути процесс не изменился: водитель/автовладелец обязан регулярно проходить официальный осмотр автотранспорта в специализированных автоцентрах и получать официальный документ о техническом состоянии машины. Ранее талон техосмотра представлял собой небольшую цветную карточку в которой была отмечена дата окончания срока его действия. А современная диагностическая карта – это лист формата А4, в котором отражены 65 пунктов технического состояния машины. При этом установленного бланка ДК нет, а государство регулирует только содержание, которое обязательно должно быть одинаковым. Большинство диагностических карт распечатываются на белом листе и могут не иметь синей печати (свободно используются копии и распечатки). Также карту необязательно возить с собой. Это связано с тем, что данные карты заносятся в единую информационную систему ЕАИСТО и привязаны к сведениям страховки ОСАГО. Таким образом, любое заинтересованное лицо, включая сотрудников полиции, может проверить наличие ДК у водителя.

Историческая справка

Впервые автовладельцев новой страны Россия обязали проводить технический осмотр ТС в 1994 году. При этом была установлена следующая периодичность: 1 раз в 2 года для автомобилей, которые выпущены с конвейера более 5-и лет назад. А в середине 1998 года законодательно утвердили порядок проведения техосмотра. Данное постановление привело в соответствие российские законы и международное соглашение о взаимном признании техосмотров, которое было подписано годом ранее в Вене 28-ю странами, включая Россию. Согласно нововведениям, у собственников российского автотранспорта возникла обязанность проверять техническое «самочувствие» автотранспорта с определённой периодичностью, а именно:

  • «легковушки» и грузовики старше 5 лет – 1 раз/год;
  • автобусы – 2 раза/год;
  • машины младше 5 лет – 1 раз/2 года.
В 2005 году двухлетний срок действия техосмотра был изменён с 5-летнего до 7-летнего возраста ТС, а новым автомобилям дали безТО-шный коридор в 36 месяцев или 3 года.
Следующим этапом (в 2011 году) в данной сфере была отмена обязательного наличия талона ТО в каждой поездке водителя: отпала необходимость прикреплять талон на лобовое стекло. Также был отменён первичный осмотр новых автомашин и требование о наличии в салоне ТС огнетушителя и аптечки. Но одновременно с этим нововведением появилась обязанность прохождения ТО для покупки ОСАГО, без которого нельзя эксплуатировать автотранспорт. А февральские поправки к закону 2018 года вернули обязательные аптечки и огнетушители в салоны автомобилей. При этом нормативный  срок действия техосмотра для ОСАГО остался прежним.

Законодательная база

Законодательная база
Источник: https://pixabay.com/photos/hammer-books-law-court-lawyer-719066/

Все вопросы, связанные с прохождением, получением и периодичностью оформления диагностической карты для автотранспорта описаны в следующих нормативных документах:

  • федеральный закон № 170, который был подписан в Кремле, летом 2011 года, президентом РФ Медведевым Д. А., с последней редакцией закона в 2019 году. Закон регулирует порядок проведения ТО ТС в Российской Федерации;
  • федеральный закон № 40, который подписан в Кремле в апреле 2002 года президентом РФ Путиным В. В., с последней редакцией закона в 2020 году. Данный закон описывает порядок обязательного страхования автогражданской ответственности водителей на территории России.

Срок действия диагностической карты

Многие водители интересуются: «Диагностическая карта сколько действует?» Основополагающими факторами при определении срока действия ДК будут:

  • дата выпуска транспортного средства с заводского конвейера;
  • категория автотранспорт.
Таким образом, срок действия ТО будет разниться для новых и поддержанных машин, а также для автомобилей, которые занимаются перевозкой пассажиров и опасных грузов.

Новый автотранспорт

На основании действующего российского законодательства, а именно пункта № 2, статьи № 15 Федерального Закона № 170 от 2011 года о порядке проведения технического осмотра ТС на территории РФ, новые автомобили (те, которые выпущены с заводского конвейера менее 36 месяцев/3 лет) не обязаны проходить техосмотр.

В ФЗ № 170 во всех статьях и пунктах/подпунктах под понятием «автомобили» нужно понимать:
  • легковые авто;
  • грузовые авто с массой до 3,5 тонн;
  • мотоциклетный транспорт;
  • прицепы и полуприцепы.
Таким образом, необходимость и обязанность получения диагностической карты у автовладельцев возникает только по истечении 36 месяцев с момента выпуска автомобиля.

Подержанные автомобили

Автотранспорт, который имеет год выпуска от 3 до 7 лет, подлежит техосмотру 1 раз в 2 года. Основанием является федеральный закон № 170 от 2011 года, а именно, статья № 15, пункт № 4.

Автотранспорт, который был выпущен заводом-изготовителем более 7 лет назад, должен проходить ежегодный технический осмотр на основании того же федерального закона, статьи № 15, пункта № 2.

В ФЗ № 170, во всех статьях и пунктах/подпунктах под понятием «год выпуска» транспортного средства нужно понимать отметки в техническом паспорте автомобиля (ПТС) и свидетельстве о государственной регистрации (СТС) о дате схода с заводского конвейера, а не срок личной эксплуатации.

Специализированный транспорт

Специализированный транспорт
Источник: https://pixabay.com/photos/taxi-rain-raindrop-4720993/

В особую категорию, которой требуется обязательный техосмотр с периодичностью один раз в полгода, попали:

  • такси (легковые авто);
  • автобусы;
  • грузовые авто, переоборудованные или предназначенные для перевозки людей, с количеством посадочных мест более 8 (без учёта водителя);
  • специальный транспорт и прицепы, предназначенные и оборудованные для перевозки опасных грузов.

Данная периодичность установлена пунктом № 1 статьи № 15 ФЗ – 170, если иное не предусмотрено иными федеральными законами.

Случаи, когда не нужен технический осмотр автомобиля

Если говорить о техосмотре исключительно для получения полиса ОСАГО, то диагностическая карта не понадобится в следующих случаях:

  1. Получение полиса для нового автомобиля (36 месяцев с даты выпуска).
  2. Покупка полиса «автогражданки» на краткий срок, до 20 суток действия.
  3. При переоформлении прав и смене регистрационных номеров, если предыдущий хозяин передал действующую диагностическую карту.
  4. Возможность прохождения ТО без осмотра автомобиля

Да, в России не запрещена такая процедура, как прохождение ТО без предоставления автомобиля, в режиме онлайн. Это легально и не является мошенничеством, так как в базе ЕАИСТО появляются настоящие сведения.

Для оформления ДК нужно предоставить СТС автомобиля, а также данные о пробеге и наименовании (марки) резины. А вопрос этичности, практичности и целесообразности остаётся на совести заказчика. Ведь мы все знаем, что редкий водитель реально будет чинить машину перед покупкой полиса ОСАГО: все процессы стараются минимизировать в цене и во времени.

Цена диагностической карты

Цены зависят от категории транспорта и прайс-листа организации, которая проводит технический осмотр. Так, в среднем, можно говорить о следующем порядке расценок на прохождение ТО и получение ДК:

  • для мотоциклетного транспорта — 300-600 рублей;
  • для легкового транспорта — 500-800 рублей;
  • для прицепов, в зависимости от массы — 600-1100 рублей;
  • для грузовиков, в зависимости от массы – 700-1700 рублей;
  • для автомобилей, используемых для регулярных перевозок пассажиров – 1300-1700 рублей.
Для получения сведений о стоимости ДК в вашем регионе и для вашего автомобиля обращайтесь непосредственно в специализированные сервисные центры.

Ответственность за отсутствующую или просроченную карту диагностики ТС

Действующие нормы КоАП РФ, а именно статьи № 12.1, пункта № 2, предусматривают прямое наказание за отсутствие ДК только для автовладельцев машин такси, автобусов и грузового автотранспорта, который оборудован для перевозки людей (количество пассажиров более 8 человек, не считая водителя) и перевозки опасных грузов. Для этих категорий транспорта полагается штраф от 500 до 800 рублей.

Для автовладельцев других категорий ТС штраф не предусмотрен.

Если говорить о косвенной ответственности за отсутствующую или просроченную ДК, то она может наступить в следующих случаях:

  1. Страховщик откажется продавать полис ОСАГО, кроме случаев, описанных в пункте 4 нашей статьи.
  2. Страховщик вправе выставить право регресса для виновника ДТП, у которого на момент аварии была просрочена или отсутствует действующая диагностическая карта. Иными словами, страховая компания может потребовать от виновника ДТП возмещение ущерба, который она оплатила потерпевшей стороне.

Нововведения 2020 года

В настоящее время, на начало 2020 года, никакие новые законы на тему прохождения технического осмотра не вступили в законную силу. Однако есть ряд законопроектов, которые продвигаются в целях повышения уровня безопасности на дорогах РФ. Больше всего шума в интернете наделал закон № 219 от июля 2019 года, который должен был внести изменения в действующий КоАП РФ. Речь шла о внесении в статью 12.5 части № 1.1, которая описывает штрафные санкции за отсутствие диагностической карты у водителя: штраф 2000 рублей. Однако если открыть правовую систему «Консультант Плюс», то можно увидеть, что данный закон не вступил в силу.

Здесь же можно увидеть пункт 2, подпункт «б», которые описывают наказание водителей за отсутствие ДК:

Это означает, что двухтысячных штрафных санкций в настоящее время для водителей не существует (на начало 2020 года).

Мы обязательно дополним нашу статью тогда, когда в юридическую силу вступят какие-либо изменения законов РФ на данную тему.

Заключение

Сколько действует техосмотр для ОСАГО? Этим вопросом озадачиваются водители, как правило, перед тем как заняться оформлением полиса ОСАГО. В настоящее время установлены сроки действия ДК в зависимости от даты выпуска автомобиля и категории автотранспорта. Так, новые авто не нужно осматривать до истечения 3-летнего срока с момента изготовления, автомобили со стажем от 3 до 7 лет нуждаются в осмотре 1 раз в 2 года, а более старые автомобили подлежат обязательному ТО ежегодно. Те машины, которые занимаются перевозкой пассажиров и опасных грузов, должны осматриваться чаще, а именно — 1 раз в полгода. При этом, по российскому законодательству, перед обращением в страховую компанию за полисом ОСАГО страхователь (водитель или автовладелец) обязан получить диагностическую карту с отметками о допуске к эксплуатации.

Ольга Панфилова
В 1999 году закончила с отличием Волгоградский институт экономики, социологии и права по специальности экономист. С 2007 года и по настоящее время работаю в сфере недвижимости, в качестве индивидуального предпринимателя. Занимаюсь юридическими вопросами купли-продажи, дарения и наследства объектов жилого и нежилого фонда. Также в мои обязанности входит составление договоров и консультирование клиентов. Активный автолюбитель. Водительские права категории «В». Писать статьи люблю со времен студенчества, нахожу это интересным и познавательным. Буду рада, если мои статьи окажутся полезными и помогут читателям разобраться в интересующих их вопросах.
Пожалуйста, оцените статью!
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Вам будет интересно
К этой статье пока нет комментариев. Сделайте это первым!

Напишите Ваш комментарий