Юридический портал «Автомобиль и закон» — актуальная и точная информация по вопросам, связанным с применением российского законодательства в области автотранспорта, от практикующих юристов.

Камеры ГИБДД в 2018 году. Принципы работы камер фото–видеофиксации.

В нашей жизни за последние годы произошли большие изменения в плане технического оснащения. Теперь мы не мыслим наше существование без мобильного телефона, круглосуточного и повсеместного интернета, онлайн – банков. Но мало кто задумывается о том, что благодаря этому же прогрессу мы постоянно находимся под прицелом видеокамер. Особенно это касается водителей и их автомобилей. ГИБДД камеры заменили сотрудников дорожной полиции практически на сто процентов. Автоматическое фиксирование процесса дорожного движения на перекрестках, съемки санкционированных и несанкционированных мест парковки,  камеры на полосу и стоп-линию – это далеко не полный список всех тех камер, которые установлены за последнее время во всех городах России. Стала ли езда по городу безопаснее? Однозначно, да! Стала ли езда по городу проще для водителей? Ответ - скорее нет, чем да! Однако, наличие постоянного контроля дисциплинирует автолюбителей и приводит к снижению аварийности на дорогах. Также неоспоримым плюсом можно назвать исключение из жизни водителей живого общения с инспекторами Госавтоинспекции, и как следствие, отсутствие коррупционной составляющей этого общения.

Гибдд камеры

Принцип работы камер фото/видеофиксации нарушений

Принцип, по которому работают все устройства автоматической фиксации правонарушений в области ПДД, самый простой:

  • они устанавливают факт правонарушения, согласно встроенной программе. Современные аппараты, которые повсеместно применяются, как правило, работают по программам многофункциональности, и совмещают в себе от 2 до 16 функции;
  • одновременно с этим документируют его (путём фотографирования государственных регистрационных знаков транспортного средства нарушителя);
  • синхронизируют данные автомобиля и геолокации;
  • затем отправляет сохранённые сведения на центральный сервер ГИБДД;
  • на следующем этапе происходит формирование «письма счастья» для владельца транспортного средства, при этом Госавтоинспекция не занимается вопросами идентификации водителя. Постановление об административном нарушении и фотография автомобиля с указанием его номера, датой и местом нарушения ПДД, являются обязательными вложениями письма. Хотя вся система работает в автоматическом режиме, ни одно нарушение не может обойтись без участия человека. Оператор должен лично подтвердить правильность данных.

Виды камер

Наблюдение

Все ГИБДД камеры можно разделить по типу использования на:

  • мобильные: такие аппараты имеют небольшой размер, и используются инспекторами дорожной полиции из своих служебных автомобилей для фиксирования нарушения правил ПДД, например, выезд ТС на дорогу с односторонним движением, парковка на тротуаре, заезд на бордюр, зеленую зону и т.п. Подобные мобильные устройства работают только совместно с человеком и не могут передавать данные на центральный сервер;
  • переносные: мы привыкли называть их «треногами» или «радарами». Как правило, такие устройства прячутся по кустам, требуют ежедневной настройки и могут фиксировать только нарушение скоростного режима. Они могут быть установлены только на участках, на которых нет стационарных камер. Для их установки, по закону, не требуется наличие предупредительных знаков. При неправильном расположении камеры–треноги, возможны погрешности точности измерения скорости до 7 км/ч, при допустимом значении 2 км/ч.
Несколько лет назад для экономии бюджетных денег утверждены такие нормативные документы, по которым переносные треноги могут стать собственностью любого предпринимателя (ИП или юридического лица). Если приобрести само оборудование, и заключить договор с государством на этот специфический вид деятельности, то можно получать доход в 230 рублей с одного оплаченного штрафа.
  • стационарные: все действия по установке и наладке таких устройств регламентируются пунктом 6 ГОСТ 57145/2016. Они монтируются и настраиваются один раз, на постоянном месте. Зачастую, такие камеры способны запечатлеть только передний номер ТС.

Также все устройства фиксации, работающие автоматически, можно разделить на три вида по методу установления нарушения:

  • радарные: принцип работы таких камер ГИБДД основан на разнице частот (длины волны) излучаемых в сторону автомашины и отражённых ею. Таким образом определяется скорость движения транспорта. Радарные устройства фиксации, как правило, оснащены широкоугольными камерами, способными считывать данные за 0,5 км, и до 6 полос движения в одну сторону;
  • лазерные: такие аппараты работают по аналогичному принципу, как и радарные, разница лишь в том, что в качестве сигнала подаётся оптический лазерный луч импульсного действия. В РФ такой вид камер используется редко.
  • фотофиксирующие: эти аппараты не оснащены радарами, в них есть только фотокамеры, снимающие со скоростью до 40 снимков в секунду. Они определяют среднюю скорость прохождения автомобилем конкретного участка дороги (одной полосы) путём фотографирования машины в начале и в конце участка, и произведённых расчётов. Если скорость находится в допустимых пределах, значит, нарушения не было.

Какие нарушения фиксирует камера?

Помимо фиксации нарушений скоростного режима, современные камеры могут запечатлеть и другие правонарушения, например:

  • если водитель припарковал свой автомобиль в неположенном месте;
  • если водитель не пропустил пешеходов в зоне пешеходного перехода;
  • если водитель выехал на «встречку» или пересёк сплошную линию разметки на дорожном полотне;
  • если водитель выехал на участок дороги, находящейся в зоне действия запрещающих знаков;
  • если водитель нарушил правила ПДД при проезде регулируемого перекрестка или ж/д переезда;
  • если автомобиль двигается по специально выделенной полосе для общественного транспорта или велосипедов, по обочине или по трамвайным путям;
  • если водитель проехал на красный свет светофора или заехал за стоп–линию;
  • если водитель и/или пассажир переднего сидения не пристёгнут ремнями безопасности или ведёт разговоры по мобильному телефону во время движения;
  • если на автомобиле не горят световые приборы (фары).

В столице и московской области приборами фотовидеофиксации планируется оснастить практически все туннели. Они должны фиксировать состояние световых приборов в начале и в конце туннеля, однако, этот проект пока находится в разработке из-за спорного вопроса о грязных фарах.

Многих водителей интересует вопрос: «Как работает камера на стоп-линию?» Аналогично другим правонарушениям с заездом на запретную территорию, выезд за стоп–линию фиксируется камерой таким образом: в прибор программируются границы участка дороги, заезд на который считается правонарушением. В зависимости от настроек, многофункциональные камеры могут фиксировать заезд за стоп–линию как выезд на красный свет светофора.

Когда штраф можно увидеть в базе ГИБДД?

Если предположить, что фотовидеофиксация нарушений ПДД произошла сегодня, то через 18-22 дней автовладелец получит письмо со штрафом. Этот срок берётся из расчёта того, что у ГИБДД есть 15 рабочих дней на обработку информации и три дня на отправку письма с момента вынесения постановления о правонарушении. Это максимальные сроки согласно КоАП статье 29 пунк 6. Также надо учесть сроки доставки письма до адресата Почтой РФ.

В последнее время данные с камер обрабатываются быстрее, чем за полмесяца и информация быстро (в течение недели) отражается на сайте ГИБДД и на государственном портале Госуслуги.

Проверка штрафов

Портал

Как оспорить штраф с камеры?

Перед началом действий по обжалованию штрафа, нужно предельно внимательно изучить содержимое письма. Разглядите каждую деталь фотографии, сличите госномер на фото и своего автомобиля, посмотрите время и место. Если что-то из увиденного вас насторожило и привело к мысли об обжаловании штрафа, то нужно сформулировать причину отмены наказания, представить доказательства, написать жалобу, подать её в Госавтоинспекцию в определенный срок (не позднее, чем через 10 дней после получения письма).

Основания для обжалования постановления

Для обжалования постановления, выписанного за правонарушение, которое зафиксировано автоматическим устройством фото-видеофиксации, нужны веские основания, например:

  • на фотографии с камеры госномер  автомашины не читается, изображение нечёткое или размыто. Такие фотографии с камер на этапе обработки информации должны отсеиваться оператором, как неопознанные;
  • на фотографии вы видите госномер не вашей автомашины. Нередко случается, что владелец «Шевроле» получает фотографию с фото «Камаза», и наоборот. Был случай в Нижнекамске, когда автомобиль, перевозимый на эвакуаторе, в процессе поездки «выхватил» штраф за превышение скорости. Хотя на самом деле сам эвакуатор превысил скорость. Поэтому перед оплатой внимательно изучайте содержимое «письма счастья», вплоть до мельчайших подробностей;
  • вы видите, что скорость, которая отмечена камерой, существенно превосходит технические показатели скорости для вашей автомашины. Чаще всего это технический сбой в работе системы. Самым интересным случаем была фиксация скорости почти 270 км/ч автомашины «Деу Нексия» в Ижевске. Штраф отменили. Также такая ошибка возможна в результате быстрого движения мотоцикла. Проблема не в скорости (современные камеры могут фиксировать объекты, движущиеся со скоростью до 350 км/ч), а именно в быстром перестроении мотоциклетного транспорта. При этом камера видит объект, но не успевает его зафиксировать, поэтому под прицел попадает автомобиль, который был рядом, так как большинство камер могут снимать только передние номера, а у мотоцикла они сзади;
  • если штраф пришёл с камеры, которая установлена в пределах действия временных дорожных знаков. Доказывать неправомочность штрафа придётся самостоятельно, используя личные фото– видеоматериалы;

Порядок обжалования постановления ГИБДД

Штраф, полученный с устройств автоматической фиксации, оспаривается автовладельцем только в течение 10  дней с момента его вручения или получения. Пропущенный срок обжалования может быть восстановлен только по уважительной причине (например, болезнь, командировка) и по предъявлению доказательной базы (например, больничный лист, билеты, путевой лист). Для оспаривания собственнику транспорта нужно лично (или при помощи официального представителя) обратиться в отделение Госавтоинспекции с жалобой о своём несогласии с вынесенным решением. Жалоба адресуется начальнику территориального отдела ГИБДД или вышестоящему руководству. В простой письменной форме нужно отразить причины и доказательства невиновности, а также просьбу об аннулировании штрафа.

Штрафы, с которыми собственник ТС не согласен, а фотофиксация не соответствует действительности или произведена с нарушениями, нельзя игнорировать, нужно предпринимать действия по их отмене. Иначе, со временем, ГИБДД отправит неоплаченный штраф к судебным приставам, которые начнут арестовывать счета, имущество, накладывать иные ограничения на должника.

Как узнать об установке камеры?

Гибдд камеры

Редкий городской водитель может похвастаться тем, что он ни разу не получал штраф с камеры фото– видеофиксации в текущем или прошлом году. В крупных городах появилось так много записывающих устройств за последние два года, и за это время, так много шофёров получили штрафы, что они:

  • приучили себя обращать особое внимание на знаки и разметку;
  • научились отслеживать наличие камер в навигаторах и ставить пометки о новых устройствах;
  • вспомнили старинный способ оповещение друг друга с помощью мигания фар. Раньше так водители обозначали только патрули ГИБДД, а сейчас таким образом предупреждают друг друга о камерах.

Стационарная камера

Камеры видеофиксации, имеющие стационарное расположение на дорогах, обязательно должны обозначатся дорожной разметкой или табличкой 8.23. Однако, отсутствие предупредительного знака или разметки  не освобождает водителя от административной ответственности за нарушение ПДД, зафиксированное аппаратом. Иногда, в целях экономии, на место стационарных камер вешаются муляжи, а их наличие обозначают табличкой «Фотовидеофиксация». Они визуально, с места водителя, не отличаются от настоящих работающих устройств, и оказывают дисциплинарное воздействие на участников дорожного движения.

КамераПередвижная камера

Гибдд камеры

Передвижная или переносная камера — это частный бизнес, но у предпринимателя, который работает на дороге, тоже есть свой свод правил:

  • он не имеет права размещать свой переносной аппарат на тех участках дорог, где установлены стационарные камеры;
  • он имеет право устанавливать прибор в открытом виде так, чтобы его было хорошо видно, а может «пристроить» его и в плохо видимом месте (кусты, заросли, багажники машин, в местах дорожного ограждения, жестяных коробах, будках). Дело в том, что в нормативных документах нет прямых указаний о том, что переносные камеры должно быть хорошо видно с дороги, кроме слов, что работа ГИБДД должна быть открытой и прозрачной (Приказ МВД РФ №185 от 2009 года);
  • он имеет право перемещать переносной прибор в пределах закреплённого за ним участка дороги, согласно договору между ним и государством;
  • наличие передвижной камеры не должно обозначаться дорожной разметкой или табличкой 8.23.

По вышеперечисленным причинам водители не могут знать точно, где они встретят переносную камеру. Единственной стопроцентной гарантией не получить штраф с такой камеры будет соблюдение скоростного режима, так как передвижные камеры, в своём подавляющем большинстве, «заточены» только на фиксацию скоростных нарушений.

Работает ли камера ночью, в дождь, туман?

Работа камер

Нужно сказать, что хуже всего в условиях плохой видимости работают лазерные камеры ГИБДД. Погодные условия, такие как дождь или туман, влияют на излучатель, у него снижается дальность измерения.

Радарные камеры отлично работают в ночное время суток. Темнота не мешает им фиксировать номера автомобилей – нарушителей, так как такие камеры имеют встроенный инфра–красный прожектор для распознавания госномеров. Если на камере не моргает красный глазок (ИК-порт), значит, она «слепа», и не может сфотографировать государственные регистрационные знаки, хотя при этом радар может заметить превышение скорости. Также для работы радарных камер не будут помехой густой туман или сильный дождь. Однако, такие приборы боятся обледенения. Под тяжестью наледи камера может накрениться и изменить угол обзора. Также по инструкции радарные камеры нельзя устанавливать ближе, чем за 100 м от ЛЭП. Так как линия электропередачи может создать помехи в процессе работы устройства.

Свои максимальные возможности фотофиксирующая камера может продемонстрировать при условии хорошего освещения и чистого объектива. Но если в темноте или в условиях плохой погоды нарушитель попадает в поле зрения фотокамеры, то она справится со своей задачей. Правда, сделает она это не на максимально доступном для неё расстоянии, а на среднем или близком.

Заключение

Фотовидеофиксация

Автоматические камеры ГИБДД можно назвать контролёрами дорожного движения. Их наличие дисциплинирует водителей, уменьшает общую аварийность на дорогах. Они неподкупны. Видеофиксация нарушений ПДД происходит круглосуточно, в любую погоду. Список моделей камер постоянно расширяется, также как расширяются и технические возможности камер наблюдения. Если ранее водители знали, что спецустройства могли отслеживать только нарушения скоростного режима, то сейчас многофункциональные аппараты могут фиксировать до 16 видов правонарушений. Городские водители уже почти привыкли постоянно находиться под прицелом записывающих устройств. Однако, как и в любой автоматической системе, у камер ГИБДД бывают технические сбои, нарушения в измерениях, программные вирусы, которые приводят к ошибкам. Те сведения, которые приходят с камер на центральный сервер ГИБДД, должны перепроверяться операторами. Здесь тоже могут быть ошибки. Юристы советуют придирчиво рассматривать содержимое писем с ГИБДД на предмет выявления неправомочности постановления и накладывания штрафа. В том случае, если гражданин не согласен с наказанием и имеет веские основания для этого, то он может обжаловать решение. Нужно уложиться в срок чуть больше недели с того дня, как было получено письмо (дату определять по штампу на конверте).  Если обжалование было отклонено, а водитель имеет доказательную базу, можно обратиться в суд. Однако, очень небольшой процент подобных дел заканчивается в пользу истца.

 

Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Ольга Панфилова
Ольга Панфилова, Экономист 63 статей на сайте
В 1999 году закончила с красным дипломом Волгоградский институт экономики, социологии и права по специальности экономист. В течении 10 лет работала в сфере недвижимости, именно юридическим сопровождением и договорами. В данный момент работаю в сфере управления гостиничного бизнеса. Писать статьи люблю со времен студенчества, нахожу это интересным и познавательным.
1 комментарий к статье «Камеры ГИБДД в 2018 году. Принципы работы камер фото–видеофиксации.»
  1. Если у оштрафованного есть минимальные сомнения и немного свободного времени нужно обжаловать решение, на установку камер и штрафы на основании съемок нужны определенные документы, и у работников ГИБДД не всегда хватает терпения оформить их правильно.

Напишите Ваш комментарий