Юридический портал «Автомобиль и закон» — актуальная и точная информация по вопросам, связанным с применением российского законодательства в области автотранспорта, от практикующих юристов.

Категория «А» в водительском удостоверении – юрист поможет разобраться во всех тонкостях получения в 2018 году

Несмотря на широкую распространённость автомобилей как средства передвижения, остаются люди, которые предпочитают мотоциклы. Для управления данным транспортным средством необходимо наличие водительских прав категории «А». Это логично, поскольку вождение мотоцикла является достаточно небезопасным и требует хороших навыков у водителя. Поговорим подробнее о том, кто и каким образом может получить права категории А.

Все тонкости получения категории "А"

Что представляет собой категория «А»?

Права категории а

Для управления транспортным средством требуется наличие водительских прав. Все транспортные средства подразделяются на категории. Это необходимо в силу их специфики, а также в целях оценки навыков кандидата в водители. В соответствии с законом к категории «А» относятся мотоциклы. Соответственно, водительские права категории «А» дают их владельцу право на управление мотоциклом. Получению водительского удостоверения предшествует обучение в автошколе (или в мотошколе) и сдача экзамена.

Обратим внимание на возрастные рамки для любителей мотоциклов. Обучаться вождению в автошколе (мотошколе) можно уже с 16 лет. Однако сдача экзамена и выдача водительских прав категории «А» последует только по достижении совершеннолетия. Это нужно учитывать при выборе времени обучения. Программа обучения в автошколе включает теорию и практику. На теоретических занятиях вы будете изучать не только правила дорожного движения (ПДД), но и техническое устройство мотоцикла, порядок оказания первой помощи. Их общая продолжительность — 112 академических часов (1 академический час = 45 минут).

Для обучения вождению уделяется 18 или 16 часов. Конкретная цифра зависит от типа коробки передач мотоцикла. Если обучение происходит на мотоцикле с механической коробкой передач — 18 часов, с автоматической — 16 часов.

Если вы обучаетесь на мотоцикле с автоматической трансмиссией, то и сдавать экзамен будете на подобном мотоцикле. В дальнейшем можно будет управлять только мотоциклом с автоматической коробкой передач. Если же обучение вы проходите на мотоцикле «с механикой» (и сдаёте экзамен), то в дальнейшем вам будет предоставлено право управления любым мотоциклом.

Водительское удостоверение с категорией «А» подтверждает также право на управление транспортными средствами категории «М» (мопеды и лёгкие квадрициклы), подкатегорий «А1» и «В1″(трициклы и квадрициклы с мотоциклетной посадкой и рулём мотоциклетного типа).

Подкатегория «А1» — в чём разница?

Подкатегория «А1» - в чём разница?

Для получения подкатегории «А1» так же, как и во всех других случаях, нужно пройти обучение в авто или мотошколе и сдать экзамены. Количество часов для обучения не отличается от категории «А». Процедура проведения экзамена — аналогичная.

Разница здесь заключается в двух ключевых моментах.

  1. К подкатегории «А1» относятся так называемые «лёгкие» мотоциклы. Их техническая характеристика:
  • рабочий объём двигателя — от 51 до 125 кубических сантиметров;
  • максимальная мощность — не более 11 киловатт.
  1. Получение права на управление мотоциклом подкатегории «А1» возможно уже с 16 лет.

Открывая в правах подкатегорию «А1», вы автоматически получаете и категорию «М», то есть право на управление мопедами.

В дальнейшем у вас может возникнуть желание «доучиться» до категории «А». В данном случае предусмотрена специальная сокращённая программа переподготовки. Количество часов по теории — всего 10. Практическая подготовка составляет 8 или 6 часов для мотоциклов с механической или автоматической коробкой передач соответственно.

Открытие категории «А», если есть «В»

Процедура получения прав с открытой категорией «А» при наличии категории «В» практически ничем не отличается от общего порядка. Это связано с тем, что сейчас закон исключает возможность самостоятельной подготовки водителей. В любом случае прохождение обучения в автошколе является обязательным. Единственным преимуществом будет наличие теоретических знаний, полученных в ходе обучения на категорию «В». А вот сдавать экзамены (в том числе, теоретический) придётся заново.

Как открыть категорию «А», если есть «В»?

Для того, чтобы открыть категорию «А», нужно последовательно совершить следующие действия:

  • пройти обучение в авто или мотошколе;
  • сдать внутренние экзамены по теории и практике вождения мотоцикла;
  • сдать теоретический и практический экзамены в ГИБДД;
  • подать заявление и необходимые документы в ГИБДД, на основании которых в водительское удостоверение будут внесены изменения.

В данной ситуации для водителей транспорта категории «В» не предусмотрено упрощённых программ обучения. Это значит, что в автошколе нужно прослушать полный курс теории и откатать необходимые часы практики. Наиболее выгодно обучаться сразу на обе категории: тогда, в зависимости от правил конкретной автошколы, вам не придётся проходить весь курс теории повторно.

В случае неудачи на теоретическом или практическом экзамене на категорию «А» водительских прав на категорию «В» вас никто не лишит. Несмотря на то, что категория «В» является вышестоящей, таких последствий несдачи экзамена закон не предусматривает. Поэтому вы можете сдавать экзамен для получения категории «А», не переживая по данному поводу.

Какие будут нужны документы?

Какие будут нужны документы?

Для обращения в ГИБДД в целях сдачи экзаменов понадобятся следующие документы:

  1. Заявление установленной формы. Шаблон заявления можно получить в экзаменационном отделении ГИБДД. Но наиболее удобным в настоящее время является направление заявления в электронной форме. Его можно заполнить на Едином портале государственных услуг.
  2. Паспорт.
  3. Медицинское заключение. Несмотря на то, что вы проходили медицинское обследование перед экзаменами на категорию «В», нужно пройти его повторно. Ведь мотоциклы и автомобили — во многом различающиеся транспортные средства. И медицинские противопоказания к управлению ими тоже разные.
  4. Свидетельство об окончании авто или мотошколы.
  5. Водительское удостоверение.
  6. Квитанция об уплате государственной пошлины. Если пошлина уплачивается через сайт «Госуслуги» с использованием банковской карты, то квитанцию предоставлять не нужно.
В случае подачи заявления через портал «Госуслуги» необходимо указать реквизиты всех перечисленных документов. Оригиналы должны быть предоставлены в ГИБДД непосредственно перед сдачей экзамена.

При каком условии кандидата в водители допустят к экзамену?

 При каком условии кандидата в водители допустят к экзамену?

Законом определён перечень условий, в случае соответствия которым кандидат в водители будет допущен к экзамену. Всего их три.

  1. Достижение 18-летнего возраста.
  2. Наличие «положительного» медицинского заключения. Это означает, что по результатам обследования у кандидата в водители не выявлено медицинских противопоказаний для управления мотоциклом.
  3. Прохождение обучения в авто или мотошколе. Важно, чтобы такая организация имела лицензию на осуществление образовательной деятельности. Только при её наличии она вправе проводить подготовку водителей.
  4. Как проходит экзамен для категории «А»?

Для всех желающих получить право на управление мотоциклом экзамен проходит в два этапа:

  • теоретический экзамен;
  • практический экзамен по проверке первоначальных навыков управления транспортным средством.

К практическому экзамену допускаются только лица, сдавшие теоретический экзамен.

Теоретическая часть

Теоретическая часть

Теоретический экзамен проводится в форме тестирования. Кандидат в водители должен за 20 минут ответить на 20 вопросов экзаменационного билета. Количество вариантов ответа варьируется от 2 до 5, но только один из них — правильный. Билет включает в себя 4 тематических блока, которые специальная компьютерная программа выбирает случайным образом. Последовательность ответов на вопросы экзаменуемый определяет самостоятельно.

Для успешной сдачи экзамена будущий водитель должен знать:

  • ПДД;
  • положения о допуске мотоциклов к эксплуатации;
  • виды и основания ответственности водителя;
  • основы безопасности дорожного движения;
  • порядок оказания первой помощи при дорожно-транспортном происшествии.

Экзамен проходит с использованием рабочего места за компьютером. Если в ходе тестирования будет обнаружена неисправность компьютера, то полученные результаты аннулируются. Экзамен проводится заново с использованием исправной техники.

Результатом экзамена становится одна из двух оценок: «сдал» или «не сдал».

Оценка «сдал» выставляется в случае правильного ответа на все вопросы билета. Но есть ещё один вариант. Если в одном тематическом блоке кандидат в водители допустил ошибку, то ему предоставляется шанс сдать экзамен. Для этого он должен ответить на 5 дополнительных вопросов по той же теме. На это ему выделяется 5 минут. Аналогичное правило действует при допущении двух ошибок в разных тематических блоках. В такой ситуации даётся дополнительно 10 вопросов (из этих блоков) и, соответственно, 10 минут дополнительного времени. На этих вопросах ошибаться уже нельзя.

Оценку «не сдал» кандидат в водители получает в случае, если он:

  • не уложился в 20 минут;
  • допустил три ошибки;
  • ошибся один раз при ответе на дополнительные вопросы;
  • допустил две ошибки в одном тематическом блоке;
  • воспользовался «шпаргалками» (будь то литература, технические средства или чьи-либо подсказки);
  • покинул экзамен.

По завершении тестирования на экран компьютера выводится итоговая оценка, а также информация о допущенных ошибках. Сотрудник ГИБДД составляет протокол проведения экзамена, с которым вы должны ознакомиться и подписать (при отсутствии замечаний с вашей стороны).

Результаты по теории действуют 6 месяцев. Это срок, в течение которого можно сдавать практику. По его истечении теорию нужно будет сдать повторно. В случае неудачи повторный экзамен назначается не раньше, чем через 7 дней. Если же экзамен провален с третьей попытки (и последующих), то пересдача будет назначена не раньше, чем через 30 дней.

Однако не стоит настраивать себя на негативный исход. Если хорошо выучить теоретический материал и прорешать все билеты (они есть и на сайте ГИБДД, и в печатном варианте — в любом книжном магазине), то экзамен пройдёт благополучно.

Практическая часть

Практический экзамен проходит на специально оборудованной площадке. Кандидат в водители должен выполнить ряд испытательных упражнений под контролем сотрудника ГИБДД (экзаменатора) на время. В процессе экзамена ведётся видеозапись, материалы которой в дальнейшем хранятся в ГИБДД не менее месяца. Это необходимо для целей обжалования результатов экзамена.

Экзаменатор устанавливает личность кандидата в водители, разъясняет порядок проведения экзамена, следит за ходом выполнения упражнений и даёт необходимые команды. Также им производится фиксация всего происходящего путём внесения сведений в экзаменационный лист.

Кандидат в водители перед выполнением упражнений должен осуществить следующие действия:

  • занять место водителя;
  • отрегулировать зеркала;
  • застегнуть мотошлем;
  • включить ближний свет, тем самым подтверждая готовность к старту;
  • по команде экзаменатора начать выполнение упражнений.

Для получения категории «А» потребуется выполнить три испытательных упражнения.

  1. Маневрирование в ограниченном пространстве, торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку.

Данное упражнение является наиболее трудоёмким, так как включает в себя 4 элемента.

  1. Габаритная восьмёрка. Кандидат в водители должен заехать в зону упражнения и осуществить движение по траектории, которая своими очертаниями напоминает цифру «8». При этом нельзя сбивать конусы и наезжать на линии разметки. К тому же нужно уложиться в отведённое время, а именно 35 секунд.
  2. Змейка. Суть упражнения заключается в последовательном объезде конусов. Всего их 5. Первый конус нужно объехать справа, второй — слева, и так далее. Время выполнения — 20 секунд.
  3. Скоростное маневрирование. Упражнение сложное, поэтому разберём последовательность действий подробно. Экзаменуемый должен: последовательно объехать 5 конусов (первый — слева, второй — справа, и так далее); развернуться. Пространство для разворота ограничено конусами; проехать габаритные ворота (всего их 3); остановиться перед линией «СТОП». Здесь очень важно эту линию не переехать. Но останавливаться слишком далеко от неё тоже не нужно, иначе отправитесь на пересдачу. Чтобы всё было хорошо, нужно остановиться на расстоянии не более 0,5 метра от данной линии; включить нейтралку и удерживать мотоцикл в неподвижном состоянии. Для этого одной ногой кандидат в водители касается поверхности площадки; уехать из зоны выполнения упражнения. Перечисленные действия нужно проделать за 35 секунд.
  4. Габаритный коридор. При выполнении данного упражнения мотоциклист должен проехать 9 метров по «коридору» шириной 1,2 метра, ограниченному конусами. Затем «коридор» сужается до 0,3 метра и длится 8 метров. Но на данном участке конусы не устанавливаются, присутствуют только линии разметки. После этого нужно остановиться перед линией «СТОП», включить нейтралку и выехать из зоны выполнения упражнения. Для последних действий рекомендации такие же, как и при скоростном маневрировании. Общее время для упражнения — 15 секунд.
Непосредственно на экзамене все 4 элемента вам выполнять не придётся. Экзаменатор должен выбрать только 3 элемента из перечисленных. Их и нужно будет выполнить.
  1. Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места. Кандидат в водители должен пересечь линию начала выполнения упражнения, остановиться, выключить двигатель и спешиться. Затем нужно пешком откатить мотоцикл задним ходом так, чтобы он попал на обозначенное место парковки. При этом мотоцикл должен полностью пересечь линию окончания упражнения, то есть поместиться за ней. После данных действий экзаменуемый садится на мотоцикл, включает двигать и выезжает с парковки. На данное упражнение отводится 2 минуты.
  2. Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров. При выполнении этого упражнения нужно:
  • на протяжении 8 метров двигаться по обозначенной полосе;
  • перестроиться к месту остановки, предварительно подав сигнал поворота;
  • остановиться перед линией «СТОП»;
  • включить нейтралку и удерживать мотоцикл неподвижно, коснувшись двумя ногами поверхности площадки;
  • выехать из зоны выполнения упражнения.

На совершение данных действий кандидату в водители даётся 15 секунд.

При успешном выполнении вышеперечисленных упражнений кандидат получает оценку «сдал» и может смело обращаться за получением водительского удостоверения.

За что начисляются штрафные баллы?

За что начисляются штрафные баллы?

В настоящее время при проведении экзамена на площадке система штрафных баллов не используется. Закон устанавливает перечень ошибок, при наличии которых кандидат в водители отправляется на пересдачу.

Выясним, какие ошибки допускать категорически нельзя. Экзаменуемый получит оценку «не сдал», если:

  • не начнёт выполнять упражнение в течение 30 секунд после команды экзаменатора;
  • выедет за границу выполнения упражнения либо наедет на линию разметки;
  • переедет линию «СТОП», если перед ней требуется остановка (по правилам выполнения упражнения);
  • не пересечёт контрольную линию в случае, когда это необходимо;
  • допустит отклонение от заданной траектории;
  • остановится перед линией «СТОП» на расстоянии более 0,5 метра;
  • будет двигаться задним ходом в случае, когда это не предусмотрено для конкретного упражнения;
  • превысит общее время выполнения упражнений;
  • превысит время выполнения элемента «скоростное маневрирование»;
  • покинет экзамен.

Намного меньше перечень ошибок, которые можно допускать в ограниченном количестве. Кандидат в водители всё-таки сдаст экзамен, если не более двух раз:

  • собьёт разметочное оборудование;
  • допустит остановку двигателя;
  • коснётся ногой поверхности площадки (в случае, когда это не предусмотрено правилами конкретного упражнения).

Заключение

Заключение

Для получения водительских прав категории «А» кандидат в водители должен отвечать определённым требованиям. Кроме того, требуется прохождение обучения в авто или мотошколе и экзаменационных испытаний. Сначала нужно сдать экзамены в автошколе, затем — в ГИБДД. Проверка будущего водителя включает две составляющие: теоретические знания и практические навыки. После успешной сдачи экзаменов можно получить заветное водительское удостоверение.

 

Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Светлана Савельева
Светлана Савельева, Автоюрист 10 статей на сайте
Я люблю хорошие автомобили. И моя работа отвечает моим интересам. Работаю юристом в автосалоне. Делюсь с Вами своими знаниями на этом сайте.
К этой статье пока нет комментариев. Сделайте это первым!

Напишите Ваш комментарий