Юридический портал «Автомобиль и закон» — актуальная и точная информация по вопросам, связанным с применением российского законодательства в области автотранспорта, от практикующих юристов.

Юрист о Венской конвенции, регламентирующей дорожное движение

Многие из вас, уважаемые читатели, наверняка не раз задумывались о путешествиях. Многие любят проводить время в дороге или по крайней мере не отказались бы от этого. Для некоторых это желание почерпнуто из популярных голливудских фильмов. Заманчивая картина, не правда ли? Посмотреть мир из окна собственного автомобиля? Такой вид путешествий выглядит привлекательно не только из-за некой авантюрности и самостоятельности в выборе маршрута, но также притягивает благодаря возможности сэкономить круглую сумму. Такой вояж, осуществленный при помощи туристической компании – будет не дёшев.

Но тут, на пути к мечте, у многих владельцев транспортных средств встаёт целая плеяда вопросов. Будут ли действовать их права за границей, каких правил вождения автомобиля придётся придерживаться за рубежом и многие другие моменты. По большому счёту эти моменты и регулируются международным правом, а именно таким НПА как – Венская конвенция о дорожном движении, а также Женевская конвенция. В этом материале мы подробно разберём, в чем соль данных соглашений.

Венская конвенция о дорожном движении

Основные положения конвенции

Венская конвенция о дорожном движении

Для начала разберём Венскую конвенцию. Как уже упоминалось – это международная конвенция о дорожном движении. Её разработали и приняли в 68 году прошлого века, в Вене, о чем можно догадаться, исходя из её названия. Если говорить в целом, то её положения затрагивают все значимые действия, которые совершает водитель за рулём своего ТС. Перечислим вкратце, что же конкретно затрагивает данное соглашение:

  • оно вводит единообразные сигналы для водителей и знаки на автодорогах;
  • унифицирует ПДД во всех государствах, поставивших подпись под соглашением. Этому посвящена 2-я глава данного документа. К ним относятся сигналы регулировщика, общие правила (перемещение автомобилей в рядах — маневрирование, дистанция и скоростной режим, правила остановки и стоянки, правоотношения водителей и пешеходов, действия водителей в случае ДТП и т.д.);
  • третья глава регулирует вопросы, касающиеся правил допуска машин к автодвижению согласно международным нормам. А именно – гос. номер, отличительные знаки государственной регистрации, технические требования к авто и требования к осмотру ТС;
  • четвёртая — посвящена удостоверениям водителя. То бишь к правилам их действия и приостановке их действия. Кстати благодаря этой главе, данную конвенцию, иногда, называют – венская конвенция о водительских удостоверениях;
  • в пятой и шестой главе — обозначены условия, при которых производится допуск к дорожному движению велосипедистов, а также перечисляются заключительные аспекты.

С основными положениями разобрались, поговорим теперь о государствах, которые поддерживают вышеуказанный документ.

Страны участники

Участники конвенции

Данную конвенцию в настоящий момент поддерживает большинство существующих иностранных государств, 88, если быть точным. Россия в их числе. Важно помнить, что есть государства, как подписавшие данную конвенцию, так и ратифицировавшие ее. А есть страны, которые выполнили первое действие, но не сделали процедуры ратификации. Ратификация означает, что сей договор ещё не обрёл всей полноты юр. силы для стороны его подписавшей, соответственно, не является обязательным к исполнению. Пробежимся по сторонам света, итак, страны венской конвенции о дорожном движении:

  1. Европа, дисциплинированно подписала сей документик в полном составе. Единственное исключение – это Испания и Великобритания. Подписать то они подписали, но с ратификацией абсолютно не проявляют спешки. Соответственно при посещении данных стран обратите внимание на требования местного законодательства к ПДД, а также к ВУ иностранцев, нанёсших визит в эти государства.
  2. Северная Америка – всё печально. Из подписантов – только Мексика, и то без ратификации. В Центральной Америке – всё интересней. К конвенции присоединились Никарагуа и, о счастье, для любителей аромата кубинских сигар, свёрнутых на бёдрах мулаток, кубинского рома, а также просто желающих посмотреть на тот же океан, на который когда-то смотрел Че Гевара – Куба тоже в числе стран, присоединившихся к конвенции.
  3. Южная Америка — здесь конвенция была встречена более благосклонно. К ней присоединились – Венесуэла, Чили и Эквадор (правда не ратифицировав), Бразилия, Перу, Уругвай, Гайана и Французская Гвинея.
  4. Африка – серединка на половинку. Подписали Марокко, Тунис, Сенегал, Нигер, Кот-д Ивуар, Гана (не ратифицировала), Центральная Африканская республика, Демократическая Республика, Демократическая Республика Конго, Кения, Зимбабве, ЮАР.
  5. Азия – так же как и Африка. Монголия, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Вьетнам, Филиппины, Пакистан и Иран.
  6. Помимо вышеуказанных государств, необходимо отметить Грузию, Турцию, Азербайджан, Армению и ОАЭ.

Водительское удостоверение в Венской конвенции

Венская конвенция о водительских удостоверениях разделила ВУ на две категории – это международные права и национальные.

Что касается РФ, то здесь всё не отличается особой сложностью. ВУ РФ, выданные до 2011 года, признаются гос-вами, подписавшими и ратифицировавшими Венскую конвенцию. По ним также можно свободно перемещаться по странам-участницам данного соглашения, до срока истечения данного ВУ. Что касается удостоверений, выданных после 11 года, то они полностью приведены в соответствие с изменённым внешним видом водительских удостоверений, согласно нововведениям, вступившим в силу в Венской конвенции с 2006 года. Напомню – положение о правах регулируется 41 ст. данного документа. Теперь разберём более подробно, какие требования предъявляются к национальным и международным ВУ. Кстати интересный момент, ни одно требование, которое должно применяться к водительским правам, не имеет права трактоваться как запрещающее, согласно данному НПА.

Национальное удостоверение

Права

Предписания и рекомендации, которым они должны соответствовать, состоят в следующем:

  • водитель должен пройти соответствующее обучение в специализированных учебных заведениях, с последующей аттестацией;
  • права изготавливаются из пластика или плотного картона;
  • надпись на документе, обозначающая, что это водительское удостоверение, пишется на гос. языке той страны, где оно выдано;
  • должно быть фото водителя;
  • все данные водителя (ФИО, дата рождения, дата выдачи ВУ и срок их действия, орган их оформивший) в обязательном порядке дублируются латиницей;
  • проставляется категория управляемого ТС, к которой имеется допуск у водителя;
  • на удостоверении должна присутствовать подпись его владельца;
  • также должны присутствовать дополнительные отметки, например, в виде ограничений, связанных со здоровьем (отметка о разрешении управлять машиной в очках, естественно, если речь заходит о нарушении зрения).

Права международного образца

Водительское удостоверение

К ним запросы со стороны данного документа идут на порядок жёстче (регламентируется это седьмым приложением к конвенции). Конкретика:

  • они должны быть выпущены в формате книжки определённого размера (105*148мм), в обложке серого цвета;
  • на них отмечается страна, выдавшая документ, серия и номер удостоверения, а также пометка о наличии нац. прав;
  • личные данные (ФИО, дата рождения, место постоянного проживания, категория автотранспорта, доступного к управлению);
  • фото и подпись.
Международное ВУ признаётся действительным только при наличии национального. Действует оно только в тот период, пока национальное является котируемым. В случае же если национальным удостоверением предусмотрен неограниченный срок, то МВУ выдаётся на 3 года. В странах участницах Венской конвенции можно перемещаться по национальным правам без оформления международных!

Женевская конвенция

Эмблема

Была подписана несколько ранее в 1949 году. Цели её, те же, что и у Венской – сделать путешествия на автомобиле по различным государствам едиными и унифицированными. Однако же есть и принципиальные отличия. Хоть Венская конвенция номинально и отменяет действие Женевской, фактически же, данный документ требует официальной денонсации, со стороны Генерального Секретаря ООН, которая до сих пор не проведена. Данная юридическая коллизия позволяет этой конвенции оставаться в силе. Кроме того, основным отличием Женевской конвенции от Венской является то, что согласно ей, национальные права действительны только совместно с международными.

Страны участники

Участники

Здесь следует отметить, в первую очередь США и Канаду. Данные страны относятся с большой долей недоверия к иностранным ВУ. Также следует сказать, что с учётом того, что Женевская конвенция принималась странами участницами ООН, то список их  более широк. Многие из стран подписали как одну, так и другую конвенции. К таким странам относится, например: Россия, Аргентина, Грузия , Великобритания, страны ЕС (Австрия, Бельгия, Испания, Италия, Норвегия, Польша, Чехия, Финляндия, Швеция, Швейцария), Вьетнам, Кот-д Ивуар, Куба, и д.р.

Итак, перечислим, всё-таки участников Женевского соглашения. Это: Австралия, Албания, Алжир, Бангладеш, Барбадос, Бенин, Ботсвана, Буркина Фасо, Ватикан, Венгрия, Венесуэла, Гаити, Гана, Гватемала, Греция, , Дания, Конго, Доминикана, Зимбабве, Египет, Израиль, Индия, Иордания, Ирландия, Исландия, Камбоджа, Кипр, Кыргызстан, Лаос, Лесото, Ливан, Люксембург, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Марокко, Монако, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Нигерия, ОАЭ, Папуа – Новая Гвинея, Перу. Парагвай, Руанда, Румыния, Сенегал, Сербия, Сингапур, Сирия, Таиланд, Того, Тунис, Турция, Фиджи, Филиппины, Шри-Ланка, ЮАР, Южная Корея, Япония и др.

Как можно заметить, список более обширен, и многие страны, поддерживающие Венскую конвенцию, также поддерживают и Женевскую.

Различия Венской и Женевской конвенции

Как я уже отмечал, основное различие данных документов в том, что согласно Венской конвенции допускается использование за рубежом национальных прав, а по Женевской конвенции – национальные права за рубежом котируются исключительно вместе с международными правами.

В случае если государство одновременно является участником обеих конвенций, оно вправе применять как положение первой, так и положение второй. Данный момент позволяет российским автовладельцам подстраховаться, на случай если к ним применяется предвзятое отношение и необоснованные требования по наличию международного ВУ.

Особенности использования российского удостоверения за границей

Теперь разберём некоторые аспекты использования ВУ РФ за рубежом, отталкиваясь от Женевской и Венской конвенций.

По Венской конвенции

Согласно данному документу, никаких трудностей у владельцев российских прав как образца до 2011 года (бумажные, ламинированные), так и образца после (пластиковые с дубляжом латиницей), возникать не должно. Нет необходимости делать нотариально заверенный перевод своих водительских прав, на язык того государства, куда вы собираетесь поехать. Международное ВУ вам также не понадобится. Однако необходимо всегда держать в голове, что не все участники ратифицировали данное международное соглашение (вспоминаем Испанию и Великобританию).

Кроме того, важным моментом остаётся и тот аспект, что страны с двойным соглашением могут действовать как по Венской, так и по Женевской конвенции. Учитывайте этот фактор, он может стать как вашим страховым случаем, так и принести множество неприятностей.

Также важным моментом является ваше право перемещаться и по международному ВУ, однако оно действует только при наличии НВУ.

По Женевской конвенции

Как уже отмечалось выше, участники Женевской конвенции, признают нац. права ТОЛЬКО в комплекте с международным ВУ. Поэтому использование только лишь российских прав, в таких государствах – недопустимо.

Нарушение ПДД с лишением прав за границей

Теперь разберём ситуации, из-за которых туриста могут лишить прав на управление ТС за границей.

Так как обе вышеозначенные конвенции несут в себе стремление унифицировать ПДД, то к ситуациям, из-за которых вы можете лишиться удостоверения, относятся грубые нарушения ПДД. К таким нарушениям можно отнести:

  • превышение указанной на знаке скорости, более чем на 60 км;
  • вождение ТС в состоянии алкогольного опьянения;
  • отказ от освидетельствования на наркотическое, токсическое или алкогольное опьянение;
  • если вы совершили ДТП со смертельным исходом или с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего и попытались скрыться.

Не забывайте также о том, что помимо лишения прав, по местным законам, вы можете попасть под арест, причём срок заключения может оказаться значительным и отличаться от российских реалий. Также вы можете подвергнуться депортации с запретом въезда в страну на определённый срок.

Следует помнить о том, что в зарубежных странах люди более законопослушны, чем в РФ. Поэтому в случае, если ваш проступок или правонарушение будет замечено кем-то из водителей, высока вероятность того, что об этой ситуации он сообщит в полицию.

Заключение

Венская конвенция о дорожном движении

Итак, мы разобрали ключевые моменты, действующие в сфере ПДД и ВУ, согласно обеим международным конвенциям о правилах безопасного дорожного движения. Я думаю, что вы заметили, всю значимость данных правил для туристов, собирающихся посетить иностранные государства на личном автомобиле.

Кроме того, следует помнить, что существует, пусть и весьма скромное, число государств, которые не подписали ни первой, ни второй конвенции. В таких странах, действуют только внутренние права, поэтому обязательно перед поездкой в любую страну, ознакомьтесь с её законами через посольство. В частности, подписала она Женевскую конвенцию, Венскую или же не подписывала ни одной из них. Поэтому перед поездкой, обязательно изучите законы того государства, которое собираетесь посетить. Приятных вам путешествий.

Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Евгений Яновский
Евгений Яновский, Юрист 15 статей на сайте
Окончил Артемовское Медицинское училище по специальности "Лечебное дело" в 2008. В 2013 г. обучался в Киевской Медицинской Академии последипломного образования им. Шупика. В 2018 поступил в Тольяттинский Государственный Университет. Специальность - Правовое обеспечение национальной безопасности. Увлекаюсь написанием статей, имею богатый, разносторонний и своеобразный жизненный опыт.
К этой статье пока нет комментариев. Сделайте это первым!

Напишите Ваш комментарий