Юридический портал «Автомобиль и закон» — актуальная и точная информация по вопросам, связанным с применением российского законодательства в области автотранспорта, от практикующих юристов.

Кто должен уступить дорогу при одновременном перестроении? Общие правила и тонкости манёвра согласно правилам ПДД в 2018 году

Опытные водители даже не задумываются сколько манёвров они совершают в течение дня, находясь за рулём. Обгон, перестроение, повороты налево, повороты направо в интенсивном режиме – всё это части городского вождения, которые осуществляются постоянно. Причём самый применяемый манёвр в черте города – это перестроение по полосам движения. Казалось бы, вы движетесь в попутном направлении, не попадая на полосу встречного движения, и это действие должно быть безопасным. Однако это далеко не так. Перестроение, особенно одновременное, на практике оказывается очень опасным и коварным манёвром. Из-за неправильного толкования правил ПДД в этом вопросе возникает масса спорных моментов между водителями, которые нередко приводят к серьёзным аварийным ситуациям.

Кто должен уступить дорогу при одновременном перестроении? Как правильно трактовать пункт 8.4 действующих правил дорожного движения РФ? Когда нужно руководствоваться правилом «правой руки» при перестроении в одно время двух водителей? Этими и другими вопросами интересуются в основном начинающие водители.  Однако эту важную тему не мешало бы периодически освежать в памяти водителям со стажем, так сказать, чтобы не притуплялись знания.

Основные правила перестроения

Основные правила перестроения

Если водитель перемещает свой автомобиль из одной полосы движения в другую и при этом не меняет своё направление, значит, он совершает перестроение.

Существует три основных правила перестроения, которые обеспечивают максимальную безопасность:

  1. Если водитель собирается совершить выезд из своей полосы в любую другую полосу, то он обязан обозначить планируемый манёвр включением поворотника. Именно обозначение планируемого действия поворотником игнорируют большинство водителей. Нередко только по движению колес можно понять, что автомобиль собирается маневрировать. Неужели так трудно включить рычажок поворотника? Почему другие участники дорожного движения должны «включать Вангу» и догадываться о том, что какая-то машина собирается перестраиваться? Ведь это простое секундное действие обеспечивает прозрачность намерений водителя для соседних машин!
  2. Если водитель собирается перестраиваться в любую другую полосу попутного движения, то он должен пропустить все автомобили, которые движутся без изменения направления, попутно его автомашине. Да, уважаемые автолюбители, если вы надумали перестаиваться, это не означает, что все другие автомобили вдруг, сразу, немедленно должны начать вас пропускать. Отнюдь, как раз наоборот. Это ваши проблемы, и другие водители не должны даже почувствовать неудобство от вашего манёвра. Это называется не создавать помехи в движении других ТС. Пропускать или нет – добровольное дело соседа по дороге.
  3. Если одновременно перестраиваются два автомобиля, движущиеся попутно, то уступить дорогу обязан тот водитель, у которого второй перестраиваемый автомобиль находится справа. Боковые зеркала и поворотники всем в помощь! Даже на пустой дороге! Не забывайте про «мёртвые зоны» видимости, когда соседнюю машину вообще не видно. И не дай Бог путать лево и право.

Правила перестроения из ряда в ряд ПДД регламентируются п.8.4. правил дорожного движения.

Что означает «помеха справа»?

Что означает "помеха справа"?

В современных правилах ПДД РФ такого понятия как «помеха справа» или «правило правой руки» нет. Это устойчивое выражение  находится в обиходе всех водителей с 70-ых годов 20 века. Именно тогда оно было упомянуто в действующем на тот момент сборнике правил ПДД (речь шла о преимущественном проезде автотранспорта). Интересно, что больше в официальных источниках оно не печаталось и не печатается. Но одного упоминания хватило, что бы фраза «помеха справа» стало общенародной и общепризнанной.

«Помеха справа» обозначает для всех автолюбителей одно: уступи дорогу, если пересекаются траектории движения нескольких автомашин, а очерёдность проезда не оговорена знаками тому автомобилю, который находится права от тебя.

Существенными моментами применения этого правила всегда были и будут:

  • наличие нерегулируемых перекрёстков и иных мест, где не оговорена очерёдность проезда транспортных средств (нет светофоров или они отключены, нет дорожных знаков приоритета или регулировщика);
  • одновременное перестроение нескольких автомобилей.

Почему некоторые водители транспортных средств считают, что если они надумали перестроиться на вашу полосу справа налево, то вы должны их пропустить? Отчего такая ситуация нередко случается? Потому, что они думают, что для вас — они помеха справа, но забывают при этом, что это они перестраиваются, нет одновременного перестроения, и что именно они должны пропустить все ТС движущиеся попутно с ним. В результате таких заблуждений возникает огромное количество мелких ДТП с автомобилями, водители которых всё-таки знают ПДД и правильно их трактуют.

Итак, те шофёры, которые оказались на перепутье дорог с неопределённой очерёдностью проезда или перестраивающиеся одновременно, первым делом должны оценить расположение всех других автомобилей относительно своей правой руки и, соответственно, уступить им дорогу. Соблюдение этого универсального правила обеспечит собственную безопасность и безопасность людей, находящихся в соседних автомобилях.

Кто уступает дорогу при одновременном перестроении?

Кто уступает дорогу при одновременном перестроении?

ВОПРОС: кто должен уступить дорогу при одновременном перестроении?

ОТВЕТ: уступает дорогу тот водитель, который оценив ситуацию и расположение второго транспортного средства понимает, что оно находится по правую руку от него самого! Тут применяется правило «помехи справа». Помеху справа мы всегда пропускаем! При этом преимущество при проезде имеет тот автотранспорт, который едет по полосе, которая наиболее близка к правому краю дороги.

Манёвр одновременного перестроения требует от обоих водителей максимальной концентрации внимания, соблюдения правил дорожного движения и предельной осторожности. На дороге нельзя совершать такие действия, которые могут вынудить других водителей резко затормозить или изменить направление движения автомобиля, почувствовав опасность.

Одновременный разворот – правила

Кто должен уступить дорогу при одновременном развороте? Руководствуясь пунктами 8.4. и 8.9. действующих на территории нашего государства ПДД, когда пересекаются пути следования нескольких автомобилей, а очередь проезда не оговорена специальными знаками, уступить дорогу должен водитель, к которому справа приближается другой автомобиль. При этом важно помнить, что если вы управляете ТС без прицепа, то разворачиваться можно только с крайней полосы, занимая положение как можно ближе к  самому её краю, даже если по знакам или разметке можно осуществить поворот с нескольких полос. Таким образом вы убережёте себя от «просочившегося» в узкое место рядом автомобиля, мотоцикла или еще хуже бесшумного велосипедиста. Траектория разворота не определена законом, поэтому следуйте золотому правилу «помеха справа».

Советы начинающим водителям

Советы начинающим водителям

Шпаргалка для молодых (с маленьким опытом вождения) водителя:

  • если вы не планируете перестраиваться, то и уступать дорогу никому не должны. Вы можете пропустить любое транспортное средство, если посчитаете это необходимым действием на данный момент;
  • если вы собираетесь перестраиваться направо, то включите поворотник, посмотрите в зеркала — оцените месторасположение всех транспортных средств и их действия, уступите дорогу всем, дождитесь, пока появится просвет в потоке машин, убедитесь в безопасности планируемого манёвра, совершите манёвр, выключите поворотник;
  • если вы хотите перестроиться налево, то убедитесь, что вас пропускает автомобиль, который в это же время начал манёвр перестроения (может и не пропустить), и только после этого совершите манёвр. При этом в самом начале не забудьте обозначить свои действия поворотником и отключить его после перестроения;
  • при движении и маневрировании соблюдайте скоростной режим и дистанцию с соседними автомобилями на дороге. Не подрезайте при перестроении сзади идущий транспорт, не разгоняйтесь и резко не тормозите, двигайтесь в потоке машин со средней скоростью всех других участников движения. Не суетитесь по полосам, если вы едете далеко – езжайте по среднему ряду, при необходимости перестройтесь в правый или левый ряд;
  • помните о том, что чем меньше манёвров, тем меньше шансов попасть в аварию;
  • постоянно мониторьте дорогу по зеркалам.

Заключение

«Кто должен уступить дорогу при взаимном перестроении?» — очень актуальный и познавательный вопрос для начинающих водителей. Так часто бывает, что именно этот манёвр сопряжён с большой вероятностью дорожного происшествия. Хотя, казалось бы, здесь нет выезда на встречную полосу движения, происходит перемещение транспорта в пределах полос попутного движения. Если одновременно две машины хотят перестроиться на полосу друг друга, нужно руководствоваться правилом «правой руки» или «помехи справа». Нужно уступить дорогу тому автомобилю, который в процессе взаимного перестроения, находится по правую руку от вас. Безопасность манёвра обеспечит концентрация внимания, постоянное сканирование ситуации вокруг вашей машины и золотое правило «помехи справа». При этом помните ещё второе драгоценное правило «3Д» — Дай Дорогу Дураку! Не утруждайте себя доказыванием своей правоты, уступите дорогу всем, кто неадекватно ведёт себя на дороге, чьи действия кажутся вам опасными и рискованными! Тем самым вы не заработаете себе массу проблем, не пострадает ваш автомобиль и ваше здоровье!

Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Ольга Панфилова
Ольга Панфилова, Экономист 74 статей на сайте
В 1999 году закончила с красным дипломом Волгоградский институт экономики, социологии и права по специальности экономист. В течении 10 лет работала в сфере недвижимости, именно юридическим сопровождением и договорами. В данный момент работаю в сфере управления гостиничного бизнеса. Писать статьи люблю со времен студенчества, нахожу это интересным и познавательным.
К этой статье пока нет комментариев. Сделайте это первым!

Напишите Ваш комментарий