Юридический портал «Автомобиль и закон» — актуальная и точная информация по вопросам, связанным с применением российского законодательства в области автотранспорта, от практикующих юристов.

Правила езды на велосипеде по автодорогам: ПДД и зона ответственности

Так называемый «велосипедный бум» ворвался в российскую повседневную жизнь примерно 10 лет назад. И если ранее на велосипедах гоняли только дети и подростки, то сегодня велосипедистами стали многие взрослые люди. И речь идёт не только о прогулочной езде по паркам, многие россияне стали ездить на велосипедах на работу, в гости, по делам. Этот экологический транспорт оказывает однозначно благоприятное действие на организм в целом, но вот отношение к велосипедистам со стороны автомобилистов и пешеходов по-прежнему неоднозначное. Прежде всего, это связано со слабой велоинфраструктурой в большинстве российских городов, а также с халатным отношением большой доли велосипедистов к действующим правилам ПДД. В стране существенно увеличилось количество ДТП с участием велосипедного транспорта. Только за первые четыре месяца 2019 года Госавтоинспекция зафиксировала увеличение вело-авто-ДТП + 39,4 % по сравнению с предыдущим периодом. Мы разобрались с темой: «Как должен ехать велосипедист по проезжей части?», а также оценили все безопасные способы езды в городских условиях.

Правила езды на велосипеде
Источник: https://pixabay.com/photos/cyclist-394274/

Где можно ездить на велосипеде?

Езда на велосипеде
Источник: https://pixabay.com/photos/bike-first-person-cycle-cyclist-1783498/

В нашей статье пойдёт речь о том, как должен двигаться велосипедист по дороге. Мы будем говорить преимущественно о поведении взрослого человека. Помните, что детям, которым не получили свой первый гражданский паспорт, категорически нельзя выезжать на проезжую часть!

Веловодитель, как полноценный участник дорожного движения, несёт ответственность за исправность немеханического транспортного средства (ТС) и за соблюдение ПДД, в том числе за соблюдение дистанции, скоростного режима и места своего нахождения в автопотоке. Но стоит только «слезть с велика», как веловодитель становится пешим гражданином, даже если он ведёт транспорт рядом с собой. В это время, как пешеход, он должен руководствоваться правилами ПДД для пеших граждан.

Исходя из пункта 24 действующих норм ПДД, законными местами для езды велолюбителей могут являться:

  • специально предназначенные дорожки (велосипедные или вело-пешеходные) или полоса для вело-перемещения;
  • при отсутствии специальных полос правый край проезжей части в попутном направлении, обочина, тротуар и пешеходная дорожка.

Выделенная полоса для велосипедистов

Велодорога — часть дороги автомобильного назначения или самостоятельная линия, созданная для преимущественного передвижения веловодителей. По нормам российского законодательства по территории велодорожек нельзя ездить механическому автотранспорту (кроме мопедов) и гужевым повозкам. В отношении «бесколёсников» и их присутствия на специальной велодорожке существует оговорка: они могут ходить по данной территории или пересекать её только при отсутствии тротуаров, обочин, пешеходных дорожек и пешеходных зон.

Когда спец. участок для двухколесных «стальных коней» примыкает непосредственно к дороге общего пользования, она должна быть отделена от проезжей части разделительной полосой, газоном, бордюром, разметкой и (или) дорожным знаком 4.4.1:

Начало участка для двухколесных средств
Источник: https://pixabay.com/photos/cycle-path-cycling-bicycle-path-4167412/

Окончание участка спец. назначения определяется знаком 4.4.2.:

Конец участка для двухколесных средств
Источник: https://pixabay.com/photos/traffic-sign-3633161/

Велолюбителям в текущем году нужно присматриваться и к другим специальным знакам:

Полоса для велосипедистов
Источник: http://ruspdd.com/special-regulation-signs/5.14.2/
Конец полосы для велосипедистов
Источник: http://ruspdd.com/special-regulation-signs/5.14.3/
Дорога с полосой для велосипедистов
Источник: http://ruspdd.com/special-regulation-signs/5.11.2/
Конец дороги с полосой для велосипедистов
Источник: http://ruspdd.com/special-regulation-signs/5.12.2/

Задаёте вопрос: «По какой дороге должен ехать велосипедист, если есть специальная выделенная полоса?» Однозначно — только по велодорожке.

ПАМЯТКА АВТОВОДИТЕЛЯМ: при манёвре направо или налево на перекрестке с велодорожкой автоводитель пропускает веловодителей, передвигающихся по специальной дорожной полосе. А при непосредственной близости к пересечению с велотрассой вне перекрестка, где выставлен знак 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой», автоводитель имеет право преимущества.
Пересечение с велосипедной дорожкой
Источник: https://pixabay.com/vectors/bicycle-bike-cycle-road-signs-26553/
Стоит учесть: именно в этом месте велолюбители уверены в своём преимуществе. Во избежание ДТП следует быть особенно осторожными, разумно пропустить не знающего нормы ПДД любителя велоезды.

Пешеходные дорожки

Веловодитель имеет право на перемещение по тротуару или пешеходной дорожке только:

  • если нет в наличии или нет возможности передвигаться по велосипедной и велопешеходной дорожке, а также специально выделенной полосе для двухколесного немеханического байка;
  • если веловодитель сопровождает другого веловодителя (до 14 лет), а также если он перевозит ребёнка (до 7 лет) на специально предназначенном дополнительном сиденье (велоколяске, велоприцепе).
У любителей велоезды возникает обязательство: не подвергать опасности пешеходов и не создавать помех для движения иных граждан. Поэтому при возникновении возможных опасностей и помех он обязан слезть с сиденья и стать пешим.

Автомобильная дорога

«Как должен ехать велосипедист по проезжей части?» Исходя из п. 24.2 и 24. 5 водитель двухколесного немеханического байка может ехать по правому краю проезжей части. Стоить учесть важные условия:

  • веловодитель достиг своего 14-летия;
  • нет в наличии или нет возможности двигаться по спец. полосе или дорожке;
  • велобайки двигаются в один ряд или в два ряда (если ширина «велика» ≤ 0,75 см);
  • группа велолюбителей перемещается в виде организованной колонны;
  • велоезда допустима исключительно в попутном направлении;
  • габариты велобайка и (или) перевозимого груза ≥ 1 м.

Велосипед на автотрассе

Все, кто интересуются вопросом: «Как должен ехать велосипедист по трассе?», должны знать, что езда по автомагистралям на двухколесном транспорте запрещена. Это положение закона указано в пункте 16.1 действующих правил ДД. Велосипедам и другим средствам передвижения, которые по техническим параметрам не могут разгоняться свыше 40 км/час, нельзя находиться на автотрассах.

Также любители велоезды должны понимать, что по обочине вдоль автомагистрали также нельзя осуществлять движение, так как обочина – это естественная часть дорожного полотна, в том числе и автомагистрали (трассы).

Возраст для управления велосипедом

Возраст велосипедиста
Источник: https://pixabay.com/photos/girl-biking-bike-bicycle-cycle-1718430/

Согласно действующему законодательству нашей страны, существует три возрастные группы водителей  двухколесного транспорта:

  1. Дошкольники.

Малолетние веловодители могут ездить исключительно по тротуарам (вместе с пешеходами) под неустанным присмотром взрослых. Конечно, юный велолюбитель обязан держаться за руль обеими руками, пропускать и объезжать пешеходов, не создавая им помех и опасностей, иметь навыки соблюдения дистанции. Перед вепоездкой родители должны осуществлять технический осмотр на предмет исправности детского «велика», позаботиться о защите ребёнка (шлем, защитная экипировка). Сиденье должно соответствовать росту ребёнка. Для безопасной велоезды нужно оснастить велотранспорт фонариком, звонком и катафотами. Разумно одеть на ребёнка одежду со светоотражающими полосками.

  1. С первого класса до первого паспорта.

Веловодители школьного возраста могут перемещаться по тротуарам, велодорожкам, пешеходным и вело-пешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон. Юному веловодителю разрешено ездить только на технически рабочем велобайке, а его поведение должно соответствовать нормам ПДД.

  1. От 14-летия и старше.

Веловодитель, достигший своего 14-летия, приравнивается к взрослому водителю. Он приобретает право перемещаться на велобайке по проезжей части при соответствующих условиях.

Правила движения велосипеда по дорогам

Каждый веловодитель должен соблюдать принципы безопасности на дорогах:

  • содержать в исправном состоянии своего «стального коня» и делать визуальный технический осмотр перед каждой поездкой;
  • соблюдать нормы движения, принятые в России;
  • соблюдать попутное направление передвижения;
  • сигнализировать о своих манёврах.
Кроме того, каждый водитель двухколесной машины должен учитывать особенности взаимоотношений с пешими гражданами и автомобилистами.

Техническое состояние

Во имя личной безопасности и безопасности окружающих веловодитель обязан содержать свой транспорт в рабочем состоянии, а именно:

  • велотранспорт должен иметь исправные тормоза, работающие педали, клаксон и руль;
  • для езды в любое время суток нужно оборудовать свой велотранспорт фонарём и катафотами (как минимум, впереди — белые, сзади — красные). Также целесообразно оснастить велосипед светоотражающими элементам и по боковым сторонам;
  • сиденье должно соответствовать росту;
  • своевременно подкачивать шины (по рекомендациям производителя).
Обнаружение поломки в дороге означает, что велолюбитель должен прекратить движение и срочно съехать на обочину.

Дорожные знаки, разметка, светофоры

Дорожные знаки и светофоры
Источник: https://pixabay.com/photos/traffic-light-traffic-blue-1360645/

Всем известен факт: веловодители не должны учиться в автошколе и получать водительские велоправа. Однако это и есть камень преткновения: велолюбители обязаны знать и выполнять все действующие дорожные нормативы безопасности, но нет контроля за их подготовкой к выезду на «большую дорогу».

Для любителей велоезды есть пять запрещающих знаков:

  • «кирпич» или «въезд запрещён» (3.1);
  • «движение запрещено» (3.2);
  • «движение на велосипедах запрещено» (3.9);
  • «автомагистраль» (5.1);
  • «дорога для автомобилей» (5.3).

Во время поездки на вело-байке нужно учитывать существующую разметку:

  • не наезжать на сплошную линию;
  • не парковаться в местах, размеченных желтым цветом;
  • пропускать пеших граждан на пешеходных зонах.
Кроме того, каждый велолюбитель должен следовать по дорожному полотну исходя из световых сигналов всех видов светофоров и жестов регулировщиков.

Направление движения

Нередко автомобилисты жалуются на любителей велопрогулок, передвигающихся во встречном направлении по краю дорожного полотна. А на дорогах, где находятся дачные массивы, нередко можно наблюдать картину — «едет велосипедист навстречу движению по середине дороги».

Прежде чем влиться в поток автомобилей, абсолютно каждый веловодитель должен знать «Как велосипедист должен ехать по встречке или попутно?» Согласно нормам безопасного передвижения, веловодитель может двигаться только в попутном направлении, как можно правее (по правой стороне). А выезд на «встречку» допустим в трёх случаях:

  1. Обгон.
  2. Объезд ДТП или оцепления.
  3. Плохое качество покрытия, во избежание падения и создания аварийной ситуации.
При велоезде в попутном направлении нужно разумно держать дистанцию и боковой интервал. Это поможет избежать столкновений, задеваний веловодителя зеркалами и открывающимися дверями автомобилей.
Веловодитель не должен считать себя «королём» среди автотранспорта и вести себя таким образом, как будто все автомобилисты обязаны его объезжать и уступать дорогу. Нужно помнить про физическую незащищенность по сравнению с легковым автотранспортом, который имеет вес тонну и более, помноженный на скорость.

Сигналы поворота

Исходя из того, что велотранспорт не оборудован световыми приборами, обозначающими повороты, веловодителю нужно подавать сигналы с помощью рук. Есть устоявшаяся система предупреждения о манёврах велосипедистов-одиночек и система общения в организованной колонне.

Сообщения одиночки-веловодителя:

  • «я поворачиваю налево или перестраиваюсь» — левая верхняя конечность вытянута или права верхняя конечность вытянута и согнута в локтевом суставе;
  • «я поворачиваю направо или перестраиваюсь» — правая верхняя конечность вытянута или левая верхняя конечность вытянута и согнута в локтевом суставе;
Сигналы с использованием согнутых в локтях рук рекомендуется не применять, так как автомобилисты могут не увидеть или не понять данный сигнал. Лучше применять сигналы с помощью вытягивания рук.
  • «я останавливаюсь» — любая верхняя конечность поднята вверх;
  • «я объезжаю препятствие справа» — правая верхняя конечность опущена вниз;
  • «я объезжаю препятствие слева» — левая верхняя конечность опущена вниз».

Сообщения ведущего колонны (в дополнение к вышеперечисленным жестам):

  • «всем уменьшить скорость» — любая из верхних конечностей опущена вниз и выполняются небольшие махи вверх-вниз;
  • «всем выстроиться в колонну по одному» — один палец вверх;
  • «всем выстроиться в колонну по двое» — два пальца вверх;
  • «мы объезжаем препятствие, поэтому выстроиться поодиночке» — пять пальцев вверх.
Велолюбители, которые вливаются в автомобильный поток, должны понимать, что одного взмаха рукой мало и нужно подавать сигналы несколько секунд. Автоводители могут не заметить мимолётное движение.

Велосипедист и пешеходы

Начиная с первого трёхколесного велотранспорта нужно приучать ребёнка к тому, что нужно проявлять уважение к пешим гражданам. А именно, нужно пропускать их, объезжать, не создавая опасные ситуации, не пугать резкими манёврами и звонками, соблюдать дистанцию при езде среди пешеходов.

Среди велолюбителей есть утверждение, что им можно пересекать пешеходные переходы верхом на своём велотранспорте со скоростью пешехода. Это в корне неверная информация. Согласно п. 24.8 действующих норм дорожной безопасности, на пешеходных переходах велосипедисты обязаны не только пропускать всех граждан, но и сами на время перехода дорожного полотна превратиться в пешего человека.

Единственное место, где веловодитель имеет право преимущества перед пешими людьми – это специализированные велозоны.

Ответственность велосипедиста за нарушение ПДД

Ответственность велосипедиста
Источник: https://pixabay.com/photos/accident-smashed-damage-bike-3714897/

Дорожно-транспортным происшествием может быть признано столкновение:

  • двух или более веловодителей;
  • веловодителя и пешего человека;
  • автоводителя и веловодителя (или нескольких).
При этом виновником может быть признан любой из участников аварии.

Подавляющее большинство любителей велосипедных поездок не утруждают себя учением и повторением правил безопасного движения в начале сезона. Многие и вовсе считают себя «вне закона», ввиду того, что у них нет специальных водительских прав (а значит, лишение им не грозит). Однако незнание закона не освобождает от ответственности. На веловодителей распространяются все правила ПДД и действующие статьи КоАП РФ.

Самые распространенные нарушения

Согласно статистике, самыми «популярными» правонарушениями с участием велолюбителей являются:

  • наезды на пешеходов, стоящие автомобили, животных. Причинами являются нарушение скоростного режима, бокового интервала и дистанции, а также рассеянность, недостаточная внимательность и самоуверенность в собственных силах;
  • движение во встречном направлении по отношению к автопотоку.

Причинами становятся элементарное незнание и пренебрежение действующими нормами и правилами безопасности;

  • пересечение пешеходного перехода верхом на велотранспорте и ДТП на данном участке.

Прямое нарушение п. 24.8 ПДД приводит к тому, что виновником дорожного происшествия признают велосипедиста, который не слез со своего велотранспорта на пешеходном переходе;

  • столкновение при выезде с дворовой территории.

Независимо от того, где ехал велосипедист (по дороге или тротуару), причиной аварии, как правило, становится ограниченная видимость (из-за припаркованных авто, зелени, строений). Виновником может быть признан как веловодитель, так и автоводитель;

  • пренебрежение сигналами маневрирования.

Это самое опасное нарушение со стороны веловодителей, особенно на проезжей части дорожного полотна. Любое перестроение, объезд неровностей, препятствий или ям должно сопровождаться ручными сигналами. Как правило, именно их отсутствие приводит к смертельным ДТП с участием велотранспорта.

Привлечение к ответственности

Взрослые любители велоезды имеют статус водителя, поэтому на них распространяются нормы административной, материальной и уголовной ответственности. Несовершеннолетние веловодители, ставшие виновниками ДТП, не несут административной и уголовной ответственности, а материальный ущерб взыскивается с родителей или опекунов.

Если идёт речь о дорожной аварии с автомобилем и велосипедом, то, ввиду отсутствия полиса ОСАГО у веловодителя, взыскания с виновника-велосипедиста производятся в добровольном или судебном порядке. Также по причине отсутствия договора страхования нельзя осуществить фиксацию происшествия с помощью европротокола. Для этого необходимо присутствие сотрудников Госавтоинспекции.

Размеры штрафов

Если говорить о вине веловодителя, как нарушителя ПДД, то его зона ответственности предусматривается Кодексом об Административных Правонарушениях статьей 12.29. Пункт № 2 данной статьи говорит, что за нарушение норм дорожной безопасности к веловодителям применяется наказание в размере 800 рублей. А пункт № 3 уточняет, что если нарушитель находился в состоянии алкогольного или иного опьянения, то штраф увеличивается (от 1000 до 1500 рублей).

Если веловодитель создал помеху автотранспорту, то его действия приводят к штрафу в размере 1000 рублей. Причинение вреда лёгкой и средней тяжести потерпевшему гражданину карается суммой от 1000 до 1500 рублей (КоАП ст. 12.30).

Велолюбитель-беглец с места ДТП рискует получить штраф в 1500 рублей или арест до 15 суток.

Заключение

Всеобщая российская велосипедизация имеет массу преимуществ, и можно назвать как минимум 10 причин почему велосипедная езда – это классный способ передвижения. Однако увеличение количества велосипедов на большинстве российских дорог, не предназначенных для велоезды, приводит к огромному количеству дорожных происшествий. Во многих случаях аварии и травмы велосипедистов происходят по причине халатности и незнания действующих нормативов дорожной безопасности со стороны веловодителей. Ситуация усугубляется тем, что велосипедисты имеют право вливаться в общий автопоток, при этом не имеют специальных водительских прав, полиса страхования и контроля за подготовкой к велопоездкам. А физическая незащищённость велосипедиста по сравнению с автотранспортом делает их чрезвычайно уязвимыми. Улучшение ситуации велодвижения может произойти только при развитии велосипедной инфраструктуры в целом по стране и при педантичном соблюдении правил безопасности на дорогах со стороны всех участников движения.

Ольга Панфилова
В 1999 году закончила с отличием Волгоградский институт экономики, социологии и права по специальности экономист. С 2007 года и по настоящее время работаю в сфере недвижимости, в качестве индивидуального предпринимателя. Занимаюсь юридическими вопросами купли-продажи, дарения и наследства объектов жилого и нежилого фонда. Также в мои обязанности входит составление договоров и консультирование клиентов. Активный автолюбитель. Водительские права категории «В». Писать статьи люблю со времен студенчества, нахожу это интересным и познавательным. Буду рада, если мои статьи окажутся полезными и помогут читателям разобраться в интересующих их вопросах.
Пожалуйста, оцените статью!
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Вам будет интересно
К этой статье пока нет комментариев. Сделайте это первым!

Напишите Ваш комментарий