Юридический портал «Автомобиль и закон» — актуальная и точная информация по вопросам, связанным с применением российского законодательства в области автотранспорта, от практикующих юристов.

Вечный вопрос — когда менять летнюю резину на зимнюю? Юрист поможет разобраться, когда переобувать авто в 2018 году

Весна и, особенно, осень (начало зимы) - времена года, традиционно сложные для автомобилистов. В это время, вода из одного агрегатного состояния переходит в другое, кардинально меняя сцепление колёс с дорогой. Первые снегопады в России неспроста называют «днём жестянщика». Опытные автомобилисты знают, когда менять летнюю резину на зимнюю, не дожидаясь огромных очередей на шиномонтаж, накануне или сразу после погодных катаклизмов. Они из года в год рационально планируют эту операцию заблаговременно.

А вот что по этому поводу говорит государство, когда положено по закону переобувать резину в 2018 году? Попробуем разобраться в этом вопросе. Но сначала проясним, чем вызвана необходимость замены шин.

Вечный вопрос - когда менять летнюю резину на зимнюю? Юрист поможет разобраться когда переобувать резину в 2018 году?

Зима – лето

Продукция, предназначенная для использования в то или иное время года

Все производители автомобильных покрышек выпускают продукцию, предназначенную для использования в то или иное время года. Существуют три вида шин: летние, зимние и всесезонные. Они отличаются по рисунку и глубине протектора, наличию шипов, а главное — по химическому составу резины. Для шин, используемых зимой, применяется более мягкая резина, с тем, чтобы в мороз она меньше «дубела». При тёплой погоде она начинает быстро стираться, производители не рекомендуют её использовать, если температуре от 7-ми градусов выше ноля. Летняя резина более твёрдая, благодаря чему меньше стирается и лучше катится по дороге.

Зимой можно использовать резину нескольких типов:

  1. Шипованная. Впервые была разработана в 1933 году компанией Michelin. В большей части Европы она запрещена (т.к. портит дорожное покрытие). Используется в её северной части (в скандинавских странах) и России. Обеспечивает наилучшее сцепление (из всех типов шин) на льду и укатанном снегу.
  2. Ламелизированная или фрикционная. Автомобилисты называют её «липучкой». От шипованной отличается более мягкой резиной, а также глубиной канавок (ламелей) и их количеством. Из-за более высокого коэффициента трения, такие покрышки, как будто прилипают к дороге, от чего и получили своё название.
  3. Всесезоная. Это шина, имеющая характеристики, находящиеся в середине между покрышками, используемыми строго по сезону. Она зимой лучше, чем летняя, а летом, чем зимняя резина, но в сезон сильно уступает своим специализированным собратьям. Имеет очень низкий эксплуатационный ресурс (не более 70% от летних шин), в связи с тем, что большую часть времени работает в неоптимальных условиях.
  4. Расширенного диапазона эксплуатации. Эти шины  способны работать в диапазоне температур от -15 до +50. При этом имеют достаточно большой эксплуатационный ресурс. Очень дорогие и потому достаточно редкие.
Зимой тормозной путь меньше всего у автомобиля, оснащённого шипованной резиной. Именно поэтому закон обязывает их владельцев размещать на заднем стекле соответствующий знак. Благодаря знаку «Шипы», участник дорожного движения, едущий сзади, будет иметь информацию о возможных вариантах торможения.

Законодательные нормы

Законодательные нормы

Несмотря на важность сезонной смены резины для обеспечения безопасности движения, законодатель не может чётко регламентировать эту сферу. Связано это, в первую очередь, с наличием большого климатического разнообразия в нашей стране и невозможностью точно предсказывать погоду. Тем не менее, в данное время действует технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 018/2011, последняя редакция от 11.07.2016), обязательный на территории РФ, который регулирует некоторые аспекты сезонного использования автомобильных шин.

В приложении №8 (п.5) к этому нормативному акту указывается, что на территории Таможенного союза запрещено:

  1. Эксплуатировать ТС, не оснащённые зимними шинами в зимний период (декабрь, январь, февраль). При этом зимняя резина должна быть установлена на все (без исключения) колёса автомобиля.
  2. Использовать зимние шины с глубиной рисунка протектора менее 4 мм на обледеневшем и заснеженном дорожном покрытии.
  3. Использование шипованной резины в летний период (июнь, июль, август).

При этом отдельно указано, что сроки запрета (в сторону увеличения) могут меняться региональными властями.

Таким образом, получается, что законопослушные граждане РФ должны осуществить смену летней резины на зимнюю в период с 01 марта – 31 мая, а обратный процесс произвести в период 01 сентября – 30 ноября. Именно такой ответ на вопрос, когда менять летнюю резину на зимнюю, даёт отечественное законодательство. То есть на процесс по смене резины автовладельцу даётся срок в 3 месяца. Конкретное время для смены «обувки» водитель вправе выбирать сам, исходя из температуры внешней среды, наличия и вида осадков, а также планов на эксплуатацию.

Столь широкие границы определены в силу климатических различий и большого количества грузовых перевозок с севера на юг и обратно, в которых задействовано большое количество дальнобойщиков.

Использование всесезонки

Использование всесезонки

Использование всесезонной резины в техническом регламенте Таможенного союза никак не отражено. Какие-либо законодательные барьеры на её использование в любые времена года отсутствуют. В странах Европы принято использовать резину такого типа в межсезонье (у тамошних водителей по 3 комплекта шин), а американцы в большинстве штатов вообще используют только всесезонку.

Плюсом всесезонной резины является отсутствие необходимости (и соответственно лишних затрат) по сезонной смене покрышек. Особенно это важно водителям, которым приходится часто ездить по разным климатическим зонам.

Но за возможность не менять резину приходится платить иначе. Это:

  1. Более быстрый износ. Ресурс покрышек такого типа составляет всего 60 — 70% от ресурса летних, более прочных.
  2. Больший расход топлива. Мягкая резина с более выраженным протектором создаёт сопротивление качению.
  3. Меньшая эффективность торможения. Летом хуже, чем у летней резины, а зимой чем у зимней.

Так сказать, проблемы универсализации. Как правило, водители легковых автомобилей с этим мириться не хотят и меняют резину по сезону, а вот грузовые перевозчики с удовольствием используют «демисезонные» покрышки.

Штрафы за нарушение правил использования сезонной резины

На данный момент Российские Правила дорожного движения (ПДД) не имеют полного соответствия с Техническим регламентом таможенного союза. Поэтому существует ситуация, когда нарушение есть, а наказания (штрафа) за него нет. Для устранения этого недочёта в Государственную Думу был внесён проект закона N 464241-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по обеспечению безопасности при эксплуатации транспортных средств). В нём, в частности, предлагалось ввести штраф в размере 2000 рублей за использование шин, не соответствующих техническому регламенту Таможенного союза. О чём много писали и говорили. Но законопроект не прошёл первое чтение.

Пока автовладельца могут оштрафовать лишь за использование зимней резины с глубиной протектора менее 4 мм, на 500 рублей (ст.12.5, ч.1 КоАП). А также за отсутствие информационного знака «шипы» на автомобиле (на ту же сумму), оснащённом покрышками с противоскользящими шипами. Отсутствие такого знака считается условием, запрещающим эксплуатацию автомобиля.

За езду летом на шипованной резине, разрушающей дорожное покрытие, а главное, передвижение зимой на летней (что опасно не только для самого водителя, но и для окружающих) – на данный момент штрафа нет. И, скорее всего, в 2018 году штраф за использование резины не по сезону не появится. Пока единственной мотивацией для ленивых водителей, не меняющих зимнюю резину на летнюю является её быстрый износ, ведущий к экономическим потерям. Летняя эксплуатация сильно сокращает срок использования зимней резины. Плюс, дополнительно к этому:

  • повышенный расход топлива;
  • худшая управляемость;
  • плохое торможение на мокром асфальте;
  • повышенный шум от покрышек.

А главное, неодобрительное отношение окружающих.

Менять — так менять!

Менять - так менять!

Да, зачастую автовладелец привык к тому, что правила, за несоблюдение которых нет наказания, не являются обязательными к исполнению. Тем не менее, в случае, когда надо менять зимнюю резину, он должен руководствоваться не только страхом наказания, но и здравым смыслом.

Закон (технический регламент) даёт лишь некие, причём формальные рамки:

  1. Календарная зима – нельзя использовать летнюю резину.
  2. Календарное лето – нельзя использовать шипованную резину.

Причём, если у водителя «липучка», закон позволяет ему кататься на ней и летом. Ведь асфальт при этом не разрушается, а что угробит за сезон дорогостоящие покрышки – это проблема автовладельца.

Современный водитель должен быть ответственным участником дорожного движения. Ему необходимо самостоятельно планировать (исходя из погодных условий и своих возможностей) и решать, когда начинается зимний период для автомобилей. Когда ему надо ставить шипы, а когда снимать. Благо возможностей в наше время огромное количество. Если положено менять, значит надо менять!
Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Эдуард Розэнд
Эдуард Розэнд, Юрист 50 статей на сайте
Работаю в юридической компании ведущим юристом. Охотно отвечаю на Ваши вопросы в своих статьях.
2 комментариев к статье «Вечный вопрос — когда менять летнюю резину на зимнюю? Юрист поможет разобраться, когда переобувать авто в 2018 году»
  1. В принципе в календарные зиму и лето в наших климатических условиях все обычно укладываются, успевают сменить резину на нужный вариант. Сложности обычно возникают в осень — весну.

  2. Сесть за руль, значит взять на себя большую ответственность, сопряженную с рисками. Тогда зачем лишний раз рисковать? Как только осенью ночная температура опускается до 0 градусов стоит задуматься о смене резины, ну и весной соответственно по погоде. Тут речь идет о жизни, а точнее, о жизнях людей, ну и конечно о грамотной эксплуатации авто. Что касается разрушения дорожного покрытия летом шипами, тут дело не в шипах, а в качестве дорожного покрытия.

Напишите Ваш комментарий