Юридический портал «Автомобиль и закон» — актуальная и точная информация по вопросам, связанным с применением российского законодательства в области автотранспорта, от практикующих юристов.

Автоперевозка детей группами: организация, правила, требования 2019 года

Можно назвать десяток причин, по которым правила перевозки детей в автобусе должны быть максимально жёсткими. Главное назначение правил – обеспечение безопасности детей во время автодорожных поездок. Цель последних изменений законов в области ПДД по автотранспортировке несовершеннолетних лиц - увеличение степени безопасности до максимума.

В текущем году организованное транспортное перемещение детей представляет собой достаточно сложное мероприятие. Должен быть соблюдён определенный порядок согласования поездки, её сопровождения, а также выполнен ряд технических требований. Кроме того, жёсткие требования касаются не только транспортного средства, но и его водителя.

Наша статья имеет информационный характер, по мере изменения законодательства она будет дополняться.

Автоперевозка детей группами
Источник: https://pixabay.com/photos/bus-public-transport-city-2730653/

Технические требования к автотранспортировке детей

Правила перевозки детей в автобусе
Источник: https://pixabay.com/photos/bus-city-urban-traffic-road-4215580/

Актуальные требования к автотранспортировке детей касаются не только длительных автомобильных поездок, но и обыкновенных экскурсий школьников по родному городу, групповых выездов несовершеннолетних на природу, в театр или музей. В то же самое время, если учитель/воспитатель едет с группой детей в маршрутном автотранспорте/трамвае/троллейбусе в театр, кино, музей, то такая поездка не считается организованной перевозкой детей.

Российское Министерство транспорта разработало правила перевозки детей в автобусе, а правительство утвердило Постановление, согласно которому с конца 2013 года под автоперевозкой детей подразумевается такая перевозка, которая соответствует следующим параметрам:

  • автобус, посредство которого осуществляется автотранспортировка детей, не должен быть маршрутным средством передвижения;
  • количество перевозимых детей не менее 8 человек;
  • поездка детского коллектива происходит без родителей или законных опекунов.
Кроме того, выставляются требования к самому автобусу, его оснащению и к шофёру.

Законодательное регулирование

Еще в далёком 1993 году было принято Постановление Правительства № 1090 «О правилах дорожного движения», которое является основополагающим документом в сфере отечественного дорожного движения. Однако только лишь спустя 10 лет вступил в законную силу отдельный документ № 1177, посредством которого появился термин «перевозка детей автобусами» и определился чёткий порядок действий. Далее на законодательном уровне в начале 2017 года были приняты новые правила по транспортировке школьников, касающиеся преимущественно технического состояния автобусов. Последние изменения законов в этой сфере вступили в юридическую силу 1 июля текущего 2019 года. Они коснулись времени перевозки детей и организационных вопросов. Также в стране был принят законодательный документ № 925 (2018 год), который установил единое требование к году выпуска автобусов для всех категорий и регионов – не более 10 лет. Он вступит в силу 30 июня 2020 года.

Характеристики автотранспорта

Автобус для перевозки детей не может являться маршрутным средством передвижения. Его владелец должен иметь действующую лицензию на пассажирские перевозки. Технически автотранспорт должен полностью соответствовать конструкционному состоянию типа «автобус», а количество сидений должно быть равно или превышать количество перевозимых детей. В обязательном порядке автотранспорт должен быть технически исправен, что подтверждает действующая диагностическая карта. Она должна быть в наличии у водителя. Для того чтобы водитель не переутомлялся и не превышал скорость свыше 60 км/ч, автобус должен быть оснащен системой тахограф. Для определения места нахождения средства передвижения, в автобусе должна быть установлена система навигации ГЛОНАСС. На передней и задней части автотранспорта нужно установить табличку, говорящую о наличии детей внутри. Кузов транспорта должен быть жёлтым, а с боков нужны предупреждающие надписи «дети». Будет очень хорошо, если автотранспорт будет оборудован автоматической системой оповещения при движении задним ходом, но это необязательное условие эксплуатации.

Требования к водителю автобуса

Требования к водителю автобуса
Источник: https://pixabay.com/photos/travel-bus-ride-bus-exit-road-462125/

Автоводитель должен обладать водительскими правами категории «D» и иметь непрерывный стаж этой категории не менее 12 месяцев из последних трёх лет водительского стажа. Водитель детского автобуса, как ответственное лицо, должен пройти профильный инструктаж в Госавтоинспекции. Его поведение на дорогах должно быть максимально безупречным. И главное, в течение последнего водительского года не должно быть серьёзных правонарушений, приведших к лишению водительского удостоверения. Перед каждой поездкой с группой детей, шофёр должен проходить предрейсовый медицинский осмотр, что должно подтверждаться соответствующей справкой.

Опознавательные знаки

Перевозка детей в автобусе должна осуществляться с применением специальных отличительных знаков. А именно, на автобус устанавливаются две таблички с надписью «Дети» («Перевозка детей» или «Осторожно, дети»): одна — на «носу» автобуса, другая – сзади. Кроме того, автотранспорт должен иметь ярко-жёлтую окраску кузова и надписи «Дети», нанесённые на боковины автобуса. Также с июля 2019 года правила организованной перевозки группы детей автобусами подразумевают наличие и использование во время движения маячка жёлтого или оранжевого цвета на спец. автобусе.

Правила перевозки детей

Лица, ответственные за детей во время поездки, должны провести ряд организационных мероприятий до начала поездки: организовать и согласовать маршрутный процесс, подготовить необходимый пакет документов, провести разъяснительную беседу с детьми по поводу поведения в салоне автобуса, во время посадки и высадки. Если длительность автопутешествия превышает ½ суток, то транспорт отправляется с двумя водителями.

Посадка и высадка пассажиров

До начала посадки организатор собирает всю группу детей на безопасном расстоянии (не менее 15 м от автобуса). Проведя инструктаж о поведении во время посадки, движения и высадки, сопровождающие лица под руководством водителя осуществляют погрузку вещей в багажное отделение (при необходимости). Далее объявляется посадка через переднюю дверь. Дети размещаются по местам, сопровождающие помогают с безопасным размещением ручной клади. Высадка осуществляется также через переднюю дверь, в порядке очередности: первым выходит один из организаторов, затем дети. Самые младшие дети организовываются на выход попарно. Во время стоянки сопровождающие лица должны следить за тем, чтобы дети не выскочили из задней двери и не попали на проезжую часть дороги. Поэтому заднюю дверь, как правило, в детских автобусах блокируют.

Необходимые документы

Автотранспорт, перевозящий школьников, может свободно перемещаться по российским автомобильным дорогам при условии наличия пакета разрешительных бумаг, а именно:

  • разрешение ГИБДД об осуществлении школьной перевозки (для 1-2 автобусов). Колонна из трёх и более автотранспортных средств должна сопровождаться сотрудниками ГИБДД. На руках у организаторов должна быть копия акта об организации сопровождения;
  • список детей установленной формы;
  • посадочный документ с указанием ФИО детей и посадочных мест;
  • список сопровождающих лиц с телефонами;
  • список представителей туроператора с телефонами (при необходимости);
  • договор аренды (фрахтования) автобуса с компанией-владельцем;
  • договор с медицинским работником, если он присутствует при поездке;
  • лицензия медицинского учреждения (при необходимости);
  • правила посадки детей;
  • программа маршрута.

Программа автомаршрута

Очень важными моментами во время автотранспортировки школьников являются вопросы организации пути следования. Грамотный подход к данному вопросу включает в себя следующие моменты:

  • в маршруте нужно указать время движения и график остановок;
  • остановки могут быть для посещения туалета, для организации приёма пищи, отдыха или экскурсий;
  • если в группе детей есть хоть один ребенок младше 7 лет, то общее время дороги не может превышать 4-х часов;
  • если дорога длится более 3-х часов, то организатор должен составить список продуктов, допущенных Роспотребнадзором и проследить за его соблюдением. Также нельзя забывать про достаточное количество воды на каждого ребёнка;
  • при протяжённости дороги по времени более ½ суток в поездке участвуют два водителя;
  • время движения школьного автобуса с 6 до 23 часов.

Процесс согласования перевозок

Если в путешествие отправляется 1-2 автобуса, то нужно получить разрешение на поездку в ГИБДД. Если речь идёт о 3-х и более автотранспортных средствах, то помимо разрешительного документа нужно получить акт (или копию акта) о сопровождении колонны. Подача заявления осуществляется лично организатором поездки или опосредованно через официальный интернет-ресурс ГИБДД. Время подачи заявки – не позднее чем за двое суток до предполагаемого путешествия.

В заявлении нужно указать следующие данные:

  • количество детей с указанием возраста;
  • время движения автобуса;
  • маршрут;
  • данные сопровождающих лиц;
  • данные автовладельца;
  • данные водителя;
  • данные автотранспортного средства.
Копия заявки или разрешительного документа с отметкой ГИБДД «одобрено» должна быть на руках у шофёра.

Сопровождение группы детей

Сопровождение группы детей
Источник: https://pixabay.com/photos/girls-lie-youth-cute-happy-home-548815/

В детском автобусе во время движения могут находиться только четыре категории людей (не считая водителя/водителей), включенные в отдельные списки:

  1. Дети. Учащиеся и студенты, достигшие 18-летия, относятся к взрослым и включаются в отдельный список.
  2. Сопровождающие лица. Минимальное количество провожатых определяется количеством дверей в автобусе: на одну дверь должен быть один сопровождающий. Максимальное количество лиц не ограничивается законом. Если число провожатых более одного человека, то обязательно нужно назначить старшего. Он едет в последнем автобусе (если их несколько).
  3. Представители туроператора (если это предусмотрено маршрутом путешествия).
  4. Медицинский работник (если поездка длится более ½ суток). Он едет в последнем автобусе вместе со старшим сопровождающим.

Транспортировка детей в ночное время

Для обеспечения максимальной безопасности ограничено передвижение детских автобусов по автомобильным дорогам в ночное время, а именно — с 23-00 до 6-00 утра. Исключениями являются ситуации:

  • к вокзалам, аэропортам и (или) в обратном направлении;
  • при завершении маршрута путешествия, а именно к месту ночлега или конечного пункта;
  • когда произошёл сбой в графике маршрута;
  • при наличии специальных разрешительных документов от органов исполнительной власти.
При этом продолжительность пути не может превышать 100 км.

Ответственность за перевозку несовершеннолетних

Согласно российскому Кодексу административных правонарушений (статья 12.23), зоны ответственности поделены на три категории в зависимости от должностных полномочий:

  1. Для водителей.
  2. Для должностного лица.
  3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Штраф за движение с 23 до 6 утра, руб.Иные штрафы, руб.
Водители5 0003 000
Должностное лицо50 00025 000
Юр. лицо (ИП)200 000100 000

Заключение

Если на дороге вы видите автобус «Дети», нужно понимать, что перед вами осуществляется организованная автотранспортировка несовершеннолетних лиц. Действующие законодательные нормы были значительно ужесточены именно с целью повышения безопасности детей. Ни в коем случае нельзя вклиниваться в колонну из школьных автобусов, и даже если в пути всего два автобуса. Организаторы путешествия должны правильно провести подготовительную часть поездки: разработать и согласовать маршрут, провести заказ транспорта, оформить списки лиц, участвующих в автопутешествии, провести инструктаж группы, а также всю дорогу следить за самочувствием и поведением детей. За несоблюдение действующих обязательных принципов дорожной безопасности может наступить административная ответственность.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье? Позвоните автоюристу и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

Москва: +7 499 577-00-25 доб. 645

Санкт-Петербург: +7 812 425-66-30 доб. 645

Россия: 8 800 350-23-69 доб. 645

Ольга Панфилова
В 1999 году закончила с отличием Волгоградский институт экономики, социологии и права по специальности экономист. С 2007 года и по настоящее время работаю в сфере недвижимости, в качестве индивидуального предпринимателя. Занимаюсь юридическими вопросами купли-продажи, дарения и наследства объектов жилого и нежилого фонда. Также в мои обязанности входит составление договоров и консультирование клиентов. Активный автолюбитель. Водительские права категории «В». Писать статьи люблю со времен студенчества, нахожу это интересным и познавательным. Буду рада, если мои статьи окажутся полезными и помогут читателям разобраться в интересующих их вопросах.
Пожалуйста, оцените статью!
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Вам будет интересно
К этой статье пока нет комментариев. Сделайте это первым!

Напишите Ваш комментарий