Юридический портал «Автомобиль и закон» — актуальная и точная информация по вопросам, связанным с применением российского законодательства в области автотранспорта, от практикующих юристов.

Оценка уязвимости транспортных средств: причины, порядок проведения и критерии

Когда человек планирует поездку на длительное расстояние, то первый вопрос, который он решает – это выбор транспорта. При этом мало кто задумывается о безопасности вокзалов, аэропортов, мостов, метро и транспортных средств в целом. Она подразумевается сама собой. Однако события последний 10-15 лет показывают, что это далеко не так. Транспортный парк стареет, количество перевозок пассажиров и грузов увеличивается, а террористические организации ведут постоянную деятельность по тотальному запугиванию людей. Возникла необходимость проведения регулярного анализа безопасности стратегических объектов по перевозке пассажиров и грузов. Оценка уязвимости транспортных средств автомобильного транспорта производится специализированными аккредитованными организациями, работающими в сфере транспортной безопасности.

Оценка уязвимости транспорта
Источник: https://pixabay.com/photos/railway-railway-station-train-bus-4219910/

Для чего необходимо проведение оценки?

Проведение оценки уязвимости
Источник: https://pixabay.com/photos/airport-passenger-infrastructure-1543008/

Оценка уязвимости транспортных средств необходима в целях:

  • предотвращения возможных угроз, включая незаконное вмешательство в работу транспортных средств и прилегающей инфраструктуры, а также террористические атаки;
  • защиты перевозимых грузов и людей;
  • обеспечения общей безопасности сферы пассажирских и грузовых перевозок;
  • составления рекомендаций по обеспечению безопасности в данной области.

Законодательное регулирование

Оценка уязвимости транспортных средств автомобильного транспорта регулируется следующими нормативными актами:

  1. Федеральным законом № 16 от 09.02.2007 г. + последние изменения, вступившие в юридическую силу в декабре 2018 года.
  2. Приказами Минтранс № 22, 52, 87, 112, 134, 196, 578-а. Данные документы:
  • вводят обязательный реестр и категории объектов оценки;
  • устанавливают перечень объектов, подлежащих оценке уязвимости;
  • уточняют перечень угроз;
  • регулируют порядок проведение процедуры;
  • устанавливают тарифы, по которым оплачивается оценка.
  1. Иные внутренние правила, распоряжения, акты в области пассажирских и грузовых перевозок.
  2. Органы, проводящие оценку уязвимости
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится организациями, которые специализируются в сфере транспортной безопасности и имеют аккредитацию соответствующего уровня в профильных ведомствах Министерства Транспорта РФ. Работы производится на основании публичного договора.

Порядок проведения оценки

Нужно понимать, что причинами для проведения оценки являются:

  • регистрация в реестре объектов, подлежащих обязательной оценке уязвимости;
  • внесение изменений технического (технологического) характера;
  • внесение изменений категории в реестре;
  • возникновение нового вида угрозы.
Оценочная деятельность производится отдельно для транспортных средств и отдельно для прилегающей инфраструктуры.

Критерии

За основу в оценочных исследованиях берутся критерии технического, технологического, географического и геологического характера. Также во внимание берётся уровень предпринятых мер безопасности и защищенности, в соответствии с действующими нормами безопасности (по законодательству страны).

Анализируемый транспорт

Анализируемый транспорт
Источник: https://pixabay.com/photos/highway-road-truck-vehicles-3392100/

Объектами повышенной опасности считаются средства перевозки пассажиров и грузов:

  1. Автотранспортные наземные средства, кроме (по Приказу № 196 Минтранс):
  • автомобилей ритуального характера;
  • прицепов и полуприцепов для перевозки опасных грузов;
  • транспорта категории М1;
  • транспорта категории М2-М3, осуществляющего перевозку учащихся от места проживания до места учебы на некоммерческой основе.
  1. Воздушный транспорт – самолеты более 5700 кг взлетного веса, вертолеты – более 3100 кг.
  2. Водные средства (речные и морские суда).
  3. Железнодорожный транспорт (локомотивы, вагоны).
  4. Поезда метро.

Этапы проведения оценки

Если говорить об этапах проведения оценки автотранспортных средств, то это:

I этап: Проверка технического характера. Изучение эксплуатационных особенностей.

II этап: Определение «слабых» мест транспорта. За основу берутся конструктивные особенности и возможность возникновения причин угроз.

III этап: Изучение мер безопасности в автотранспортных средствах (встроенные и иные).

IV этап: Систематизация результатов проверки. Описание существующих мер безопасности. Определение соответствия имеющихся мер и норм действующего законодательства.

V этап: Создание модели нарушителя. Описание возможностей и вероятностей незаконного вмешательства в работу транспортного средства.

Проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры происходит аналогично исследования автотранспорта, но с учётом геологических и географических особенностей (рельеф местности, включая близлежащую территорию).

Дополнительная оценка уязвимости

Дополнительная проверка представляет собой повторный анализ. Он производится в обязательном порядке, если:

  • в объект внесены изменения технического или технологического характера;
  • у объекта изменилась категория, включая причину модификации;
  • изменились требования безопасности на государственном уровне;
  • появились новые источники угроз.

Результаты оценки

Согласно регламенту, результатами профессиональной оценки уязвимости стратегических объектов и транспортных средств становится документ в виде текста в трёх экземплярах, один из которых в электронном виде, а два — в бумажном формате. Он должен включать в себя следующие данные:

  • Технические параметры исследуемого объекта.
  • Список «слабых» мест и вытекающий из него список возможных угроз.
  • Схематический план зон безопасности.
  • Оценку существующих мер по защите объекта на момент оценки.
  • Создание модели нарушителей и расчет ущерба, включая человеческие жертвы.
  • Комплекс мер по улучшению состояния транспортной безопасности в дополнение к уже существующим мерам.

Стоимость и сроки оценки

Стоимость услуг в сфере транспортной безопасности
Источник: https://pixabay.com/photos/ruble-money-penny-coins-russian-2179810/

Стоимость услуг в сфере транспортной безопасности является договорной, но при этом строго регламентирована двумя документами: Приказом Министерства Транспорта № 578-а от 20.09.11 и Приказом ФСТ № 477- а от 04.10.10. В результате работы вышеперечисленных приказов, расценки по оценке уязвимости примерно одинаковые во всех аккредитованных фирмах. Разница в цене может быть определена скидками исполнителя, количеством исследуемых объектов и степенью возможных угроз. Стоимость услуг редко размещается в открытом доступе, в основном обсуждается с каждым клиентом тет-а-тет.

Срок выполнения работ по оценке уязвимости:

  • проведение оценки до 1 месяца;
  • проведение дополнительной оценки до 3 месяцев;
  • согласование и утверждение до 1 месяца с момента обращения.

Согласование оценки уязвимости

Контролирующими органами над организациями, проводящими оценку, назначены:

  • в сфере автомобильных перевозок — Федеральное дорожное агентство «Росавтодор»;
  • в сфере авиационных перевозок – Федеральное агентство воздушного транспорта «Росавиа»;
  • в сфере ж/д перевозок – Федеральное агентство ж/д транспорта «Росжелдор»;
  • в сфере водных перевозок – Федеральное агентство морского и речного транспорта «Росморречфлот».
Данные ведомства занимаются согласованием и утверждением каждого оценочного заключения в течение 30-ти дней с момента обращения.

Государственный контроль

Государственный контроль в сфере оценки уязвимости заключается в контроле цен (тарифов), установленных на федеральном уровне. Об этом говорит статья 5.1. Федерального закона о транспортной безопасности  № 16, подписанного президентом Путиным В. В. в 2007 (с изменениями от декабря 2018 г).

Заключение

Обеспечение безопасности
Источник: https://pixabay.com/photos/monitoring-safety-surveillance-1305045/

Обеспечение безопасности в сфере пассажирских и грузовых перевозок – это важнейшая задача собственников транспортных средств и прилегающей инфраструктуры (вокзалы, аэропорты, метро, порты, туннели, мосты). Ответственность за пренебрежение мерами защиты носит как административный, так и уголовный характер. Участившиеся случаи совершения террористических действий вынудили ужесточить меры безопасности в сфере перевозок. В 2007 году был принят федеральный закон, обязывающий собственников объектов пассажирских и грузовых перевозок проводить оценку уязвимости. Анализом уровня безопасности стратегических объектов и транспортных средств от внешних угроз, включая террористические атаки, занимаются специализированные организации. Результатом оценочной деятельности становится экспертное заключение степени уязвимости исследуемого объекта.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье? Позвоните автоюристу и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

Москва: +7 499 577-00-25 доб. 645

Санкт-Петербург: +7 812 425-66-30 доб. 645

Россия: 8 800 350-23-69 доб. 645

Ольга Панфилова
В 1999 году закончила с отличием Волгоградский институт экономики, социологии и права по специальности экономист. С 2007 года и по настоящее время работаю в сфере недвижимости, в качестве индивидуального предпринимателя. Занимаюсь юридическими вопросами купли-продажи, дарения и наследства объектов жилого и нежилого фонда. Также в мои обязанности входит составление договоров и консультирование клиентов. Активный автолюбитель. Водительские права категории «В». Писать статьи люблю со времен студенчества, нахожу это интересным и познавательным. Буду рада, если мои статьи окажутся полезными и помогут читателям разобраться в интересующих их вопросах.
Пожалуйста, оцените статью!
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Вам будет интересно
К этой статье пока нет комментариев. Сделайте это первым!

Напишите Ваш комментарий