Юридический портал «Автомобиль и закон» — актуальная и точная информация по вопросам, связанным с применением российского законодательства в области автотранспорта, от практикующих юристов.

Карта водителя для тахографа — что это такое и для чего она нужна? Юрист простым языком о видах и особенностях карт для тахографа

Некоторые владельцы коммерческого автотранспорта негативно воспринимают обязательное требование оборудовать автомобили тахографами, так как считают покупку данных устройств ненужной тратой денег. Тем не менее, подобная точка зрения является ошибочной, ведь полезный эффект, обеспечиваемый тахографом, несоизмерим с затратами на его приобретение, а карта водителя для тахографа позволяет в любой момент получить информацию, касающуюся качества работы сотрудника транспортного предприятия и особенностей эксплуатации автомобиля.

Карта водителя для тахографа

Что представляет собой тахограф и в каких целях используется этот прибор?

Что представляет собой тахограф и в каких целях используется этот прибор?

Тахограф — это устройство, производящее фиксацию показателей движения транспортного средства, таких как скорость, проведённое в пути время, пройденное расстояние и прочие данные, позволяющие осуществлять мониторинг соблюдения водителем правил дорожного движения, длительности работы и перерывов на отдых, а также режима эксплуатации транспортного средства.

Благодаря тахографу обеспечивается возможность проверки режима и качества работы водителей транспортных средств, что позволяет минимизировать риск убытков из-за попадания автомобиля в ДТП, а также снизить издержки, к которым приводят противоправные действия и чрезмерная усталость членов экипажа. Данные контрольных приборов также используются в бухгалтерском учёте транспортного предприятия.

Тахографы производят двух типовых размеров:

  • круглые, монтируемые в гнездо спидометра;
  • устройства радиоформата, монтируемые в слот для магнитолы.
По типу тахографы можно разделить на цифровые и аналоговые. Однако, сейчас электронно-механические приборы признаны морально устаревшими, так как не имеют средств, обеспечивающих криптографическую защиту данных. Эксплуатация аналоговых тахографов в России запрещено Минтрансом с 1.07.2016 года.

Карта водителя — что это?

Карта водителя - что это?

Карта водителя для тахографа — это персональная пластиковая карточка, оснащённая встроенной микросхемой. Карта является своеобразным «ключом», который призван обеспечить идентификацию и аутентификацию лица, управляющего автомобилем, с использованием криптографических (шифровальных) средств.

При помощи карты производится считывание записанной и сохранённой на тахографе информации, которая может рассматриваться в качестве юридического доказательства при судебных разбирательствах. Также данные цифрового устройства, считанные при помощи карты, могут стать основанием для наложения правоохранительными органами стран-членов ЕС штрафов на водителя автомобиля и компанию.

Карта водителя является строго индивидуальной и подлежит обмену раз в 3 года. Водитель обязан осуществлять считывание информации со своей карты не реже, чем раз в 28 дней. При этом владелец лишён права вносить изменения или подделывать информацию, которая сберегается в памяти устройства.

Виды карт для тахографа

Виды карт для тахографа

Карты различаются в зависимости от типа прибора, которым оборудован автомобиль. Сегодня существует несколько типов электронных устройств, которые обеспечивают контроль за движением и состоянием транспортного средства.

  • ЕСТР – устройства данного типа в полной мере отвечают нормам Европейского соглашения, определяющего работу экипажей транспортных средств, выполняющих международные перевозки. Тахографы данного типа, сохраняющие все сведения в своей внутренней памяти, изготавливаются на территории ЕС и имеют сертификат ЕСТР.
  • Тахограф, оборудованный блоком СКЗИ – устройство соответствует нормам техрегламента «О безопасности колёсных транспортных средств». Все сведения, записанные на приборе этого типа, сохраняются в специальном блоке, имеющем защиту, что делает подделку информации практически невозможной. Устройства СКЗИ применяются только на территории России. Поэтому выполнение рейсов за пределы страны на автомобилях, оснащённых тахографами данного типа, не представляется возможным.

В предыдущие годы использовались бортовые самописцы, не имеющие блока криптозащиты, однако в настоящее время эксплуатация данного оборудования запрещена.

Различия между СКЗИ или ЕСТР

Тахографы СКЗИ и ЕСТР предполагают различные методы шифрования данных. Таким образом, использовать карту водителя, предназначенную для тахографа одного типа, с целью считывания данных с устройства другого типа, невозможно.

Выполняя одинаковые функции (запись информации с тахографа), карты имеют СКЗИ или ЕСТР ряд отличий:

  1. Внешний вид. Текст на картах написан разным шрифтом. Кроме того, карты имеют различия в нанесённых водяных знаках. На картах ЕСТР текст напечатан на английском, а также русском языках, а на картах СКЗИ — исключительно на русском языке.
  2. Наличие пин-кода. Для того чтобы воспользоваться картой СКЗИ водителю потребуется идентифицировать себя, введя пин код. Подобный элемент защиты не предусмотрен на картах ЕСТР.
  3. Серийный номер. Номер карты ЕСТР начинается с латинских букв RUD. Нумерация карт СКЗИ начинается с нулей.
  4. Стоимость карт. Затраты на получение карты СКЗИ, ниже, чем сумма расходов, связанных с оформлением оформление карты ЕСТР.
  5. География действия карты. Карты СКЗИ могут использоваться исключительно в пределах границ России, тогда как водитель, обладающий картой ЕСТР, может выполнять международные рейсы.
  6. Документы, требующиеся для оформления карты. Перечень документов, которые необходимо представить при оформлении карт обоих типов, достаточно схожи. Однако, для получения карты СКЗИ водитель должен дополнительно предоставить копию ИНН и письмо, в котором работодатель ходатайствует о выдаче ему карты.
Для того чтобы определить, карту какого типа следует оформить водителю, следует учесть тип и модель тахографа, установленного на борту автомобиля, а также специфику выполняемых рейсов.

Кто может оформить карту водителя

Кто может оформить карту водителя

На получение карт могут претендовать граждане России, а также лица, проживающие на протяжении календарного года не менее 185 дней на территории страны. При этом водитель транспортного средства должен владеть удостоверением категорий «C», «D», «E».

Также учитывается возрастные данные. Возраст водителей, выполняющих грузовые перевозки автотранспортными средствами, максимальный вес которых не превышает 7,5 тонн, должен быть не менее 18 лет. В случае, если грузовые перевозки осуществляются другими видами транспорта, возраст водителя должен превышать 21 год.

Для водителей, перевозящих граждан, оформление карт возможно только по достижению 21 года. Помимо этого, лицо, претендующее на оформление карты, должно в обязательном порядке иметь двенадцатимесячный рабочий стаж в качестве водителя грузовиков весом свыше 3,5 тонн или водителя автотранспорта, предназначающегося для перевозок пассажиров.

Подать заявление на оформление карты могут только водители, у которых отсутствует иная действующая карта ЕСТР или СКЗИ, выданная уполномоченным органом.

Процедура оформления карты

Для того чтобы получить карту ЕСТР необходимо обратиться напрямую в РусАвтоКарт или ближайшую специализированную мастерскую. Водителю требуется заполнить заявление и сделать фотографию, а также предоставить пакет необходимых документов и оплатить стоимость изготовления карты. Проверить готовность карты можно по номеру заказа на официальном портале РусАвтоКарт.

Процесс получения карты СКЗИ является аналогичным. Водителю следует обратиться в мастерскую, у которой имеется выданный ФСБ сертификат на передачу инструментов криптозащиты, предоставив заявление и пакет документов, а также сделав фотографию и оплатив услуги.

Сроки изготовления карт обычно составляют от 10 до 25 дней.

Водители могут подать заявку на оформление карт лично, посетив офис аккредитованной мастерской, а также в режиме онлайн. В настоящий момент большинство мастерских, специализирующихся на оформлении карт, предоставляет возможность размещения заявок в электронном виде. Данный сервис особенно удобен для водителей, проживающих в удалённых регионах, у которых нет времени на поездку в офис мастерской.

Какие документы нужно представить для оформления карты водителя

Какие документы нужно представить для оформления карты водителя?

Подачу документов, которые требуются для оформления карт, может осуществить водитель лично, а также компания, в которой он трудоустроен. Если предприятие обладает большим автопарком, может быть подана коллективная заявка на оформление карт для нескольких водителей.

Основным документом, который подаёт водитель, является заявление установленного образца. Заявление должно быть дополнено следующими документами:

  • копией паспорта, водительских прав и СНИЛС;
  • фотографией 3,5*4,5, сделанной в установленном порядке;
  • копией ИНН (необходима только при получении карты СКЗИ);
  • письменным ходатайством от предприятия-работодателя на выдачу водителю карты (требуется только при получении карты СКЗИ);
  • разрешением компании-изготовителю выполнить обработку личных данных водителя.

Где получают карту

Где получают карту?

Получить карту «на руки» водители могут в аккредитованных мастерских, которые работают в различных регионах России. Найти организацию, специализирующуюся на первичной выдаче и замене карт, можно на официальном портале Агентства автотранспорта «Росавтотранс», где опубликованы списки лицензированных мастерских, работающих во всех регионах страны.

Карты, оформленные напрямую в компании РусАвтоКарт, могут быть доставлены заказчику курьерской службой или Почтой России.

Какова стоимость оформления карты

 Какова стоимость оформления карты

Стоимость изготовления карты ЕСТР колеблется в пределах от 3 до 4,5 тыс. руб. Оформление карты СКЗИ обойдётся водителю несколько дешевле – за услугу потребуется заплатить от 2 до 3 тыс. руб. При этом компании, специализирующиеся на оказании услуг, требуют от клиентов перечисления полной предоплаты за оформление карт.

Транспортные предприятия, которые одновременно оформляют карты для нескольких водителей, могут рассчитывать на предоставление скидок.

Штрафы, предусмотренные в 2018 году за отсутствующий в автомобиле тахограф

Штрафы, предусмотренные в 2018 году за отсутствующий в автомобиле тахограф

Отсутствие на грузовом автомобиле тахографа расценивается как административное правонарушение. При выявлении данного нарушения штрафные санкции накладываются на водителя и должностных лиц предприятия, а также на саму компанию, осуществляющую грузовые перевозки (юридическое лицо).  Предусмотрены следующие размеры санкций за отсутствие тахографа:

  • 1-3 тыс. руб. – для водителей автомобилей;
  • 5-10 тыс. руб. – для сотрудников предприятия, которые допустили выпуск грузового автомобиля в рейс;
  • 15-30 тыс. руб. – для юридического лица.

Аналогичные размеры штрафов предусмотрены за сломанный или выключенный тахограф.

Помимо этого санкции накладываются за отсутствие документации, подтверждающей подлинность устройства, его установку, калибровку и пломбировку в сертифицированном центре, а также сертификатов внутренней электромагнитной совместимости элементов контрольного прибора и соответствия техрегламентам Таможенного союза.

Заключение

Улучшиаем качество и безопасность перевозок

Как показывает практика, тахограф является эффективным средством контроля, позволяющим улучшить качество и безопасность перевозок. При этом стоимость приобретения и установки устройства, а также расходы, связанные с получением карт, являются достаточно низкими, благодаря чему быстро окупаются за счёт автомобильных перевозок.
Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...
Кирилл Желнов
Кирилл Желнов, Юрист 18 статей на сайте
Поступил в Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого на направление "Юриспруденция" в 2017 году. Выбрал данное направление из-за желания помогать людям и искать справедливость всегда и везде. В данный момент являюсь студентом 1 курса, участвую в различных конференциях и мероприятиях, связанных с юриспруденцией, пытаюсь всесторонне развиваться и достигать большего посредством чтения различной литературы и общения с разными людьми. В свободное от учёбы и других занятий время пишу статьи для того, чтобы люди смогли разобраться в конкретном вопросе с минимальным затратами во времени.
1 комментарий к статье «Карта водителя для тахографа — что это такое и для чего она нужна? Юрист простым языком о видах и особенностях карт для тахографа»
  1. Лучше бы дороги нормальные, чем тахографы, глонассы и прочую ерунду придумывали. Потратил на тахограф 30 тысяч, потом сделал карту водителя за 3 тысячи. А он как был бесполезным, так и остался.

Напишите Ваш комментарий