Юридический портал «Автомобиль и закон» — актуальная и точная информация по вопросам, связанным с применением российского законодательства в области автотранспорта, от практикующих юристов.

Как растаможить автомобиль в 2018 году? Какие особенности ввоза иностранного автомобиля действуют в России? Советы юриста

Любой наш соотечественник–автолюбитель, побывавший за границей, обратил внимание на то, что стоимость легковых автомобилей там значительно ниже, чем в нашей стране. Цены разнятся как минимум в два раза, и на автомобильных европейских и американских сайтах тоже можно увидеть эту разницу. Покупка авто с полным набором опций за пределами РФ всегда выглядит более привлекательной по сравнению с аналогичной моделью, продаваемой здесь, у нас. А если покупатель готов выложить ту кругленькую сумму, по которой автомобиль продаётся в России, то там, за границей, за эти же деньги, можно купить куда более крутую машину. И это действительно так.

Также каждый желающий приобрести транспортное средство (ТС) за рубежом понимает, что ему придётся пройти процедуру таможенного оформления. Иначе не получится законно ввести автомобиль в нашу страну, а в дальнейшем легально пользоваться им. Информацию о том, как растаможить автомобиль на границе лучше всего начать собирать до поездки за машиной, для того чтобы не попасть, как говорится, впросак. К этому делу нужно основательно подготовиться, узнать все тонкости, подготовиться морально и финансово. Ведь именно финансовый вопрос двигает покупателем. Он хочет сделать выгодную покупку. А таможня даст добро на ввоз авто в нашу страну только если машина будет соответствовать необходимым документальным и техническим требованиям, и при готовности покупателя оплатить таможенные сборы и пошлины. Получается, что желание обладать данной машиной, должно быть настолько сильным, чтобы наш автолюбитель готов был пройти через все испытания, трудности и финансовые затраты, которые его ожидают в процессе «растаможки» автотранспорта.

Как растаможить автомобиль

Что такое «растаможка» автомобиля и для чего она нужна

Растаможка авто

«Растаможка» – это термин разговорной речи русского языка, который обозначает юридическое оформление каких–либо товаров, ввозимых на территорию нашей страны из-за границы. Так как автомобили иностранного производства являются товаром, причём достаточно специфическим, то для их ввоза предъявляются повышенные таможенные требования, как технического характера, так и денежного.
Для чего это нужно? Во–первых, таким образом наше государство старается поддержать отечественного производителя автомобилей. А, как известно, наши машины не самые лучшие, и спрос на них неуклонно падает, особенно с 2014 года. Стоит напомнить, что по международным соглашениям, в которых участвовала и Россия, таможенные сборы должны сокращаться. Логично, что спрос на изделия нашего автопрома будет тоже снижаться. Ведь большинство наших автолюбителей скажут: лучше купить не новую европейскую машину, чем новую нашу, если цена одинаковая. Согласны? Поэтому наши законодатели снизили таможенные сборы (по международным требованиям) и ввели утилизационный сбор (наше отечественное нововведение). Таким образом, общая стоимость «растоможки» не сократилась, и отечественная автомобильная промышленность осталась под «защитой».
Во–вторых, наше государство прилагает определённые усилия по улучшению экологической обстановки, которая частично зависит от выхлопных газов всех действующих автомобилей. Поэтому с 2014 года и по настоящее время, ввести в РФ можно только иностранные автомашины, которые имеют экологический класс ЕВРО–5 и выше. Не надо быть технически подкованным человеком, чтобы понять, что этот стандарт обеспечивает наименьшее выделение вредных веществ в атмосферу, чем те, которые входили в ЕВРО-4 и ниже. Соответственно, такие автомобили сами по себе дороже, чем предыдущие классы и поэтому сбор на таможне тоже будет больше.
Иными словами, ограничения по ввозу автомашин иностранного производства в страну назначения — это необходимая мера, призванная защитить отечественного производителя и экологию в целом. Цели «растаможки», как говорится, самые благородные. И с этим не поспоришь.

Таможенная пошлина: от каких факторов зависит её размер?

Пошлина на авто

Растаможивание автомобиля основано на юридических тонкостях таможенного и налогового права Российской Федерации, а также на международных соглашениях. При этом большое значение имеет:

  • юридический статус лица, занимающегося «растаможкой»: физическое или юридическое лицо. При этом таможенное оформление автомобилей для физических лиц будет происходить по единой таможенной ставке (ЕТС), что значительно ниже, чем расчёт по совокупному таможенному платежу (СТП) для юрлиц (об это подробнее ниже);
  • цель приобретения автомобиля: для личного использования или для бизнеса. Соответственно, самый низкий размер пошлины будет для частного лица, который растаможивает автомобиль для своего личного использования, средний — для частного лица, растаможивающего авто для коммерческих целей, и самый высокий – для юрлица, которое приобрело машину для бизнеса;
  • возраст ТС. Возрастная шкала делится на промежутки – 0-1 год, 1-3 года, 3-5 лет, более 5 лет. Самыми высокими пошлинами обкладываются именно новые авто;
  • цена ТС. Чем выше цена машины, тем больше будут все таможенные сборы и пошлины, особенно относительно машин до 3 лет со дня выпуска;
  • вид двигателя автомобиля, который планируется ввести на территорию РФ. Для автотранспорта, который ездит на бензине, дизеле или имеет гибридный двигатель, будут применяться таможенные сборы, основанные на одних принципах расчёта, а для электромобилей порядок расчетов будет немного отличаться;
  • тип ТС. Растаможка авто в России зависит от грузоподъемности, поэтому легковой автомобиль всегда будет дешевле растаможить, чем грузовой.

Также на конечную стоимость «растаможки» могут повлиять способы легализации транспортного средства, которые существуют на этом рынке. Можно купить нерастаможенную автомашину в РФ и легализовать её, согласно нормам российского законодательства. Можно воспользоваться услугами таможенных брокеров (посредников), которые знают своё дело и помогут, за определённое денежное вознаграждение, произвести все необходимые мероприятия по узакониванию нерастаможенного авто, что называется «под ключ». А также можно приобрести машину за границей самостоятельно, и своими силами начать и закончить всю процедуру. Надо сказать, что последний способ самый трудоёмкий, хотя и не самый дорогостоящий. Неопытному покупателю иностранных нерастаможенных машин нельзя надеяться только на свои собственные силы. Опрометчивые выводы, как правило, приводят или к запрету ввоза ТС или к значительному удорожанию всего процесса.

Независимо от того, какой из способов легализации вы выберете, не забудьте в общую смету «растаможки» добавить расходы на топливо (если машина будет перегоняться с вами или водителем, как сопровождающий багаж) или расходы на доставку в контейнере (тогда машина будет считаться просто грузом).

Как рассчитать размер таможенной пошлины?

Не нужно быть математиком, чтобы рассчитать размер таможенной пошлины на ввозимый автомобиль. Однако нужно учитывать возраст автомобиля, объем двигателя, постоянно колеблющийся курс валют и последние изменения в таможенном праве РФ. Для удобства можно воспользоваться специальными сервисами–калькуляторами «растаможки». С их помощью можно произвести точные или приблизительные расчёты на основе тех данных, которыми вы располагаете.
В таможенном деле существуют два основополагающих понятия — единая таможенная ставка (ЕТС) для физических лиц и совокупный таможенный платёж (СТП) для организаций, занимающихся ввозом иностранных автомобилей через нашу границу.
Единая таможенная ставка хоть и называется «единой», ее размер разнится в зависимости от того, какой автотранспорт ввозит человек: от 0 до 3 лет или старше. Если ввозится совершенно новое авто или одно – двух – трёхлетний автомобиль, то расчёт будет производиться в процентах от его стоимости в европейской валюте:

Ставки

А если производить «растаможку» б/у автомобиля старше трёх лет, то для расчёта ЕТС будет важен его возраст и объём двигателя, исчисленный в кубических сантиметрах (см3):

Таможенные ставки

Для юридических лиц, которые ввозят в нашу страну коммерческий транспорт, будут использоваться иные таможенные ставки, которые зависят от возраста авто и типа его двигателя (бензиновый или дизельный):

Юридическим лицам

Также нужно знать, что помимо таможенных ставок существует ещё четыре видов таможенных сборов, которые необходимо заплатить при ввозе иностранного авто. Если говорить о совокупном таможенном платёже (СТП) для юрлиц, то он складывается именно из их сумм. Речь идёт:

  • о сборе за оформление документов на таможне. Этот сбор напрямую зависит от стоимости ввозимого транспортного средства, и является обязательным платежом для всех юрлиц и физлиц.Таможенный сбор
  • о сборе на будущую утилизацию ТС (утилизационный сбор). Этот сбор берётся с частных лиц и организаций, и при этом значительно разнится.

Формула расчёта утилизационного сбора:
УтС = БС * К, где
УтС – утилизационный сбор,
БС – базовая ставка, которая установлена в размере 20 т.р. для ввозимого легкового некоммерческого транспорта на территорию нашей страны, и 150 т.р. – для ввозимого коммерческого или грузового автотранспорта.
К – коэффициент, который зависит от статуса лица, осуществляющего «растаможку» и возраста автомобиля.
Так для частных лиц установлены коэффициенты – 0,17 (на авто, выпущенных менее 3 лет назад) и 0,26 (для авто, выпущенных более 3 лет назад). Например, если гражданин Петров ввозит в Россию пятилетний легковой автомобиль для своего личного использования, то он заплатит 5200 рублей, исходя из формулы: 20000 * 0,26 = 5200. А при ввозе более молодого автомобиля нужно уплатить 3400 рублей, так как расчёт будет производиться с другим коэффициентом: 20000 * 0,17 = 3400.
Коэффициенты для юридических лиц были изменены с 1 апреля текущего года в сторону увеличения, и на сегодняшний день зависят от объема двигателя и возраста авто.
Так, например, если некая организация для своих целей пытается растаможить заграничный двухлетний автомобиль, с минимальным объемом двигателя, то утилизационный сбор составит: 150000 * 1,65 = 247500 рублей.

  • об акцизах, которые всегда уплачиваются юридическими лицами, а также частными лицами, которые ввозят в Россию электромобили (возраст от трёх лет и старше). Ставка акциза рассчитывается исходя из количества лошадиных сил под капотом ввозимого ТС.
  • о НДС, который уплачивается только юридическими лицами в размере 18 процентов от суммы: цена ТС + таможенная пошлина + акцизный сбор.

Электромобили

Автомобиль

Отдельно стоит рассказать об особенностях ввоза на территорию нашей страны электромобилей. До начала прошлого года при «растаможке» такого вида автомобилей не взимались таможенные пошлины, то есть они были нулевыми для всех. Однако ситуация кардинально изменилась! И теперь физические лица могут ввезти в нашу страну электромобиль, возрастом до 3 лет, без пошлины, но с обязательной уплатой единого налога, установленного для физических лиц. Он зависит от каталожной цены электромашины и составляет 54 % (до 8,5 тыс. евро) или 48% (свыше 8,5тыс. евро). Остальные желающие ввезти электромобиль обязаны раскошелиться на 15% от его цены.

Совокупный таможенный платёж для организаций формируется как сумма таможенного сбора + таможенная ставка + акциз + НДС + утилизационный сбор. А окончательная сумма «растаможки» автомобиля для физического лица высчитывается как сумма таможенного сбора + единая таможенная ставка + утилизационный сбор.

Можно ли избежать «растаможки» ТС?

Таможенный кодекс постоянно претерпевает изменения в сторону «закручивания гаек» и уничтожения пробелов в законодательстве, поэтому с каждым годом становится все труднее и труднее провезти в нашу страну иностранные автомашины без пошлины. Таможенные сборы – это одни из крупнейших источников поступления денежных средств в казну государства неналоговым способом. На сегодняшний день существует немного вариантов, когда можно на законных основаниях провезти в РФ машину без уплаты пошлин:

  1. Если гражданин участвует в государственных программах по переселению, возвращению наших соотечественников на родину, а также если он является официальным беженцем, то он может провести автомобиль через границу без пошлин.
  2. Ретроавтомобили, возрастом более 30 лет и имеющие культурную ценность, как основание для провоза через границу, могут подлежать льготному провозу.
  3.  Автомобили, полученные в результате вступления в наследство за пределами РФ, имеют право на освобождение от уплаты таможенных сборов и пошлин.
  4.  Временный ввоз автотранспорта осуществляется сроком на 1 год и происходит по льготным условиям провоза. Пошлины не уплачиваются, однако, такое авто нельзя отчуждать в течение этого срока, нельзя нарушать правила ПДД и нарушать срок пребывания в стране.
  5. Ввоз автотранспорта по программам международной социальной опеки и благотворительности также подлежит освобождению от таможенных поборов. Как правило, речь идёт о транспорте, который предназначен для людей с ограниченными возможностями (самостоятельному передвижению инвалидов или их перевозки).
  6. Можно попробовать оформить право беспошлинного ввоза на инвалида войны (любого периода), на основании закона «О нулевой пошлине» от 1995 года. Закон был отменён, но в частных случаях можно обратиться в суд с притязаниями. В случае получения положительного судебного решения, инвалид может ввезти через нашу границу до 10 единиц транспорта без таможенных пошлин.
    Что касается полулегальных способов избежать таможенных пошлин, то до сих пор рабочими схемами являются «Распил» и провоз машин по запчастям.

«Распил» в основном применяется к японским машинам, которые привозятся в Приморский край, разделенные на две-три части. Дело в том, что настоящие японские машины не имеют VIN–номера кузова. Автомобильный материал, доставленный на разном транспорте, в разное время, не обкладывается российскими таможенными пошлинами. А фирмы-партнёры, одна из которых японская (занимаются разделением автомобиля на части), а вторая – русская (производит сборку ТС), работают как единое целое. Таким образом, в Приморском крае данный вид бизнеса процветает до сих пор и именно оттуда машины распространяются по всей России.
Некоторые страны, например, Сингапур и Малайзия, имеют официальные специальные соглашения с нашей страной по таможенному ввозу товаров. Договора о торговом партнёрстве позволяют провозить импортные автозапчасти без пошлин. Для многих бизнесменов провоз автомобилей по частям является основным видом деятельности, хотя официально они занимаются экспортом и импортом автозапчастей. У них можно сделать заказ на определённую модель машины, хотя это удовольствие далеко не дёшево стоит.
Также необходимо знать, что для нарушителей закона по поводу уклонения от уплаты таможенных пошлин действуют строгие меры наказания. Злостные нарушители могут подвергнуться уголовному расследованию, и могут быть приговорены к лишению свободы сроком до 2 –х лет + штраф в ½ млн. рублей, конфискации ТС или административному штрафу от 1 до 3 млн. рублей.

Правила проведения «растаможки» авто

Расходы

Этап I

Перед началом процедуры «растаможки» необходимо посчитать смету таможенных расходов. Причём сделать это нужно с максимальной точностью +10% на непредвиденные расходы. Это нужно для того, что бы выполнить требование таможенного органа по так называемому таможенному обеспечению. Безналичным переводом на банковский счет таможни, за несколько дней до момента прибытия автомашины на границу, нужно перевести сумму равную совокупным таможенным пошлинам, а лучше чуть больше. После проведения расчётов излишек будет возвращён владельцу. В ответ на переведённый платёж таможня даёт таможенную расписку. Эта бумага имеет официальный статус и необходима для провоза ТС. Иными словами, производится авансовый платёж, чтобы таможня была уверена в платёжеспособности лица, провозившего авто через границу.

Этап II

Затем машина должна прибыть в зону таможенного контроля. Она может быть доставлена в контейнере или другим способом, в качестве груза. При этом у сопровождающих его лиц должны быть все необходимые документы, в том числе и личные идентификационные документы, подтверждающие причастность к данному грузу. Если машина доставляется на таможню своим ходом, то водитель–покупатель должен заполнить специальную декларацию ТД-6, согласно которой автомобиль будет сопровождающим багажом. Прибывшая машина и все документы отправляются на склад временного хранения, где проходит досмотр и проверка документации.

Этап III

Машина прошедшая таможенный контроль получает технический паспорт, её можно забирать и ставить на учёт в ГИБДД, согласно законам РФ. Машины, которые не прошли проверку, остаются на складе, до выяснения обстоятельств, или выносится решение о её возврате в страну–импортера.

Список необходимых документов

Документы

Таможня даст добро на ввоз иностранного автомобиля, только если будет предоставлен полный пакет документов, согласно требованиям законов РФ.
Для его сбора потребуется немало времени и сил, но если вы загорелись идеей получить заветный автомобиль, вас это не остановит. Итак, непосредственно на границе нужно выложить на стол таможенника следующие бумаги:

  • загранпаспорт и гражданский паспорт лица, которое отвечает за ввоз ТС в Россию;
  • если ввозом занимается доверенное лицо (частное или юридическое), а не сам покупатель, то необходимо представить документы подтверждающие причастность лица к перевозке автомобиля (договор на оказание услуг);
  • действующий иностранный технический паспорт ТС;
  • экологический сертификат ТС (на соответствие стандарту ЕВРО–5 и выше);
  • транзитную декларацию, которая содержит информацию о странах отправления и прибытия ТС, полную информацию о перевозчике, технические характеристики объекта декларирования и др.;
  • письменное заявление об оформлении ТС, с указанием депозитного платежа;
  • таможенную расписку, выданную таможенным органом о полученном депозите;
  • уведомление о том, что авто прибыло на склад временного хранения;
  • декларация форма ТД–6, если машина передвигается своим ходом и за рулём находится покупатель ТС;
  • карту учёта ТС и декларацию форма ТД–7;
  • документы, по которым автомобиль был приобретён (договор купли–продажи, купчая, инвойс);
    полис обязательного страхования ОСАГО.

Все вышеперечисленные документы актуальны в 2018 году и их наличие считается обязательным для провоза через нашу границу. Использование фальсифицированной, заведомо ложной документации может обернуться очень серьёзными мерами наказания, а именно:

  • конфискацией ТС;
  • штрафом в размере 3-кратной цены ТС;
  • возбуждением уголовного дела, лишением свободы;
  • штрафом от 2500 рублей за несоответствие одного документа.

Сколько потребуется времени, чтобы провести процедуру «растаможки»

Время

Таможенные органы обязаны произвести все мероприятия по таможенному оформлению автотранспортных средств в сроки, установленные законом. На сегодняшний день у таможни есть всего три дня для того, что бы начать и закончить всю процедуру, связанную с официальной легализацией автотранспорта, ввозимого на территорию Российской Федерации. Эти сроки действуют только в том случае, если заявитель представил полный пакет документов и доставил автомашину в зону таможенного контроля. Если возникает недобор бумаг или появляются спорные вопросы, срок может быть увеличен до 15 дней.

Довольно часто при обращении к таможенному посреднику (брокеру), возникают случаи, когда срок значительно увеличен. Но важно понимать, что это происходит в результате личных действий брокера, а не по вине таможни. Хотя большинство посредников пытаются оправдать столь длительный срок именно работой таможенной службы (очереди, перегрузка, задержки). Сотрудники таможни работают в соответствии со строгим регламентом, в том числе и временным, который чётко отслеживается в круглосуточном режиме. Поэтому, если брокер тянет с «растаможкой», значит, у него возникли какие-либо проблемы.

Существует регламентированный предельный срок нахождения на складе временного хранения ввозимого транспортного средства на территорию Российской Федерации — 60 суток. После истечения этого срока таможенный орган должен принять решение о дальнейшей судьбе автомобиля.

Заключение

Многие автолюбители интересуются вопросом: Как растаможить автомобиль? Ведь машины за границей и на иностранных автомобильных сайтах стоят в разы дешевле, чем в России. От этого они становятся более привлекательными и манят наших соотечественников. Однако если разобраться, сколько стоит проведение всех мероприятий по должной легализации такого автомобиля, вопрос о выгодности такой покупки попадает под большое сомнение. Дело в том, что таможенные сборы и пошлины настолько высоки, что привлекательная цена иностранного автотранспорта превращается в цену равную той (если не больше), которая действует у нас в стране. Также к общим финансовым затратам следует прибавить затраты организационного характера (посреднические гонорары, оплата доставки груза или стоимость топлива, проценты по международным банковским переводам, непредвиденные расходы).
На самом деле огромные таможенные пошлины преследуют благородные цели и простой коммерческий интерес государства. Они стоят на страже отечественного автомобильного производства, усложняя ввоз импортных авто, тем самым провоцируя россиян покупать машины местного производства. Однако эта мера не оказывает существенного воздействия. Спрос на автомашины отечественного производства продолжает стремительно снижаться, потому что соотношение цены и качества никак не могут удовлетворить покупателя. Также очень высокие таможенные пошлины призваны ограничить ввоз неэкологических, старых иностранных автомобилей, чтобы они не заполоняли наши дороги и не портили окружающую среду. И это правильно.
Получая с каждой растаможенной машины таможенные пошлины, государство получает огромные денежные поступления в бюджет страны. Эти доходы носят как налоговый характер, так и не налоговый. Это и есть коммерческий смысл введения столь высоких таможенных пошлин, утилизационного сбора, акциза на ввоз ТС и НДС для юридических лиц, ввозящих автомобили для своих бизнес–целей. Таким образом получается, что именно организации и частные лица, которые декларируют ввоз ТС для коммерческих целей, уплачивают самые большие таможенные взносы. Для личного пользования физических лиц стоимость «растаможки» будет значительно меньше.
Поэтому можно сделать выводы, что «растаможка» — это достаточно дорогое мероприятие, которое требует особой подготовки и больших финансовых вложений. Будет ли финансовая выгода в конце этого сложного пути и не обернётся ли конечная стоимость машины превышающей той, по которой она продаётся на территории РФ? Стоит ли выбранная модель автомобиля таких усилий, решать только вам.

Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Ольга Панфилова
Ольга Панфилова, Экономист 74 статей на сайте
В 1999 году закончила с красным дипломом Волгоградский институт экономики, социологии и права по специальности экономист. В течении 10 лет работала в сфере недвижимости, именно юридическим сопровождением и договорами. В данный момент работаю в сфере управления гостиничного бизнеса. Писать статьи люблю со времен студенчества, нахожу это интересным и познавательным.
К этой статье пока нет комментариев. Сделайте это первым!

Напишите Ваш комментарий