Юридический портал «Автомобиль и закон» — актуальная и точная информация по вопросам, связанным с применением российского законодательства в области автотранспорта, от практикующих юристов.

Как пригнать машину из Калининграда? Особенности растаможки и рекомендации юриста

Автолюбители меняют машины довольно часто. Особенно сейчас, в эпоху доступных кредитов.  В этом вопросе главное зацепиться, начать. Вначале будущий водитель берет свой первый автомобиль (чаще всего – новый). Затем, подсобрав немного денег, продает старый и берёт авто другой марки. И тут уже многие автовладельцы не гнушаются покупать б/ушные машины. Кто-то тяготеет к определенным маркам (иногда довольно раритетным), кто-то просто любит менять марки автомобилей с определённой периодичностью.

Есть категория автолюбителей, которая тяготеет к б/ушным автомобилям без пробега по России, пригнанным из-за рубежа, иными словами. При словах «перегон автомобиля из-за рубежа» у каждого из нас встаёт перед глазами образ из приключенческого кинофильма перестроечных времён. Эдакий лихой герой боевика гонит японский автомобиль из Владивостока в Москву по пути отбиваясь от рэкетиров и бандитов, промышляющих на дорогах. Те времена, к счастью, уже давно минули и поэтому в нашей сегодняшней статье нам не придётся разбирать методику рукопашного боя и экстремального вождения. Мы живем в спокойное время, в стране, в которой уровень преступности по сравнению с 90-ыми годами прошлого столетия сошёл на нет.

Речь пойдёт о перегоне автомобилей из Европы (что нам ближе и посему – интереснее), через Калининград. Ведь Калининград – это субъект РФ, максимально приближённый к Европе, можно даже сказать - окружённый ею со всех сторон. Именно там представлен наиболее обширный выбор подержанных европейских автомобилей. Ну и с учётом реалий времени, разбирать мы будем больше юридические аспекты данного действия, а также чисто аспекты трафика, т.е. каким образом проще и комфортнее построить свой маршрут. Ведь лично перегоняя купленное авто из-за рубежа, вы не только получите возможность сэкономить на услугах перегонщиков, лично выбрать свою будущую «ласточку», но и неплохо провести уик-энд, посмотрев на Европу из окна только что купленной европейской машины. Итак, разберём подробнее вопрос как пригнать машину из Калининграда в Россию? Поехали.

Что такое растаможка автомобиля?

Что такое растаможка автомобиля?

Итак, разберём теперь вопрос, что такое растаможка? Растаможка – это метод легализации автомобиля, ввозимого из-за рубежа на территорию определённого государства (в нашем случае, речь конечно же пойдёт о РФ). Растаможка делается вне зависимости от того, на сколько планируется ввоз автотранспортного средства – неделя/месяц/на постоянной основе. Принципиальным моментом здесь является то, что вы являетесь собственником данного автомобиля, а не взяли его, например, «на время покататься у кузена из Германии». То есть это автомобиль, купленный вами за границей (не важно новый или бывший в употреблении) и везете вы его для эксплуатации на территории РФ. Ну а чтобы ввести данное авто в правовое поле России, легализовать там, так сказать, для этого его необходимо растаможить.

По правилам РФ, авто необходимо растаможить в течении суток после его ввоза на территорию нашей страны. Под этим термином понимается ряд действий, которые должно совершить физическое или юридическое лицо. В целом, все упирается в уплату пошлин и сборов. Так для «физика» растаможить машину, значит оплатить совокупный таможенный платёж. Данный платёж рассчитывается на основе единых таможенных ставок. Повлиять на его размер может тот срок, на который ввозится автомобиль, а также цели ввоза. Для «юрика» требования более объёмные. Для растамаживания должен быть выплачен комплексный таможенный сбор, состоящий из непосредственно таможенной пошлины, а также акцизов и НДС.

Необходимо помнить несколько нюансов с которыми, возможно, придётся столкнуться при ввозе машины из Европы, в частности – Германии. Дело в том, что в Европе вообще существует своеобразная тенденция на значительное удешевление автомобиля, по сравнению с его возрастом и пробегом. Там, после того как ТС покинуло автосалон, оно уже потеряло в цене 40, а то и 50 % от своей первоначальной цены. Этот нюанс необходимо учитывать и при покупке, перегоне и последующей растаможке машины, купленной в Европе. Согласно действующих правил растамаживания машины, срок её эксплуатации не должен превышать 7 лет. В противном случае стоимость самой процедуры может превысить стоимость автомобиля.

Кроме того, стоимость процедуры напрямую зависит от мощности двигателя. Чем она выше, тем, соответственно, выше и стоимость растаможки. Помимо этого «физикам» (т.е. нам с вами) необходимо также помнить, что согласно действующего регламента, проводить процедуру растамаживания физическое лицо в праве не чаще одного раза в год. Именно такой срок установлен законодательно для физических лиц, которые не оформили статус предпринимателя.

Что касается тех автомобилей, которые разрешено ввозить на территорию Российской Федерации, то здесь тоже существует один любопытный момент. Дело в том, что после 2014 года требования к машинам значительно ужесточились. Теперь можно ввозить только те ТС, которые соответствуют классу экологической безопасности ЕВРО-5 и выше. Естественно, как и все в нашей стране, этот фактор также отразился на стоимости непосредственно самой процедуры.

Затронем теперь не менее важный момент – где именно можно провести растаможку? Осуществить данную процедуру можно через специальную контору таможенных брокеров. Причём вариантов проведения данной процедуры может быть как минимум 2. Либо вы купите авто, которое будет проходить растаможку в цельном виде, либо предполагается ввоз отдельных комплектующих автомобиля (причем процедуру растаможки комплектующие проходят отдельно) из которых потом собирается цельная машина (более дешёвый способ).

Ну и раз уже у нас зашла речь о стоимости самой процедуры, несколько заострим на этом внимание. Сказать точную сумму, в которую вам обойдется процедура легализации вашего авто на территории нашей страны, не представляется возможным. Все будет зависеть от стоимости работы конкретной конторы, от объема двигателя, от возраста вашего будущего авто, от пропускного пункта где осуществляется провоз, от класса и категории автомобиля, от года ввоза (показатели меняются не то что каждый год, они меняются в зависимости от многих факторов, сейчас, например, из-за санкций в том числе). Для того, чтобы определить точную конечную стоимость, проще всего воспользоваться специальной программой-калькулятором расчёта стоимости ввоза. Если попытаться обобщить исходные данные, то можно сказать, что дешевле всего обходятся автомобили, чей возраст не превышает цифры 5 лет, а объём двигателя – 2000 кубиков чистой мощности (не забывайте — основной показатель, влияющий на стоимость процедуры – это все-таки «моща» вашей машинки).

Теперь сделаем акцент на том, как проводится непосредственно сама процедура:

  • первое, что нужно уяснить – гражданин или организация, собирающиеся проводить покупку авто за границей, должны уведомить об этом таможенные органы в виде внесения денежной суммы в виде таможенного обеспечения. Водитель рассчитывает примерную стоимость купленного автомобиля и оставляет сумму эквивалентную стоимости растаможки. В случае несоответствия заявленной суммы покупке – разница возвращается. В качестве документа закрытия, водитель (или иное лицо, ответственное за транспортировку) получит таможенную расписку, подтверждающую факт внесения таможенного обеспечения;
  • на обратном пути предоставляется специальная таможенная декларация по форме ТД-6;
  • копии документов, подтверждающих легальность купли авто (ДКП и прочее);
  • ну и, естественно, потребуется страховка, куда же без нее?

После предоставления пакета документов авто помещается на склады временного хранения, где таможенные органы сверяют предоставленную новым владельцем информацию с реальной историей ввозимого имущества. В случае отсутствия нареканий, владелец получает ПТС, с которым может отправляться в ГИБДД для постановки автомобиля на учёт.

Теперь, когда вы вкратце знакомы с процедурой проведения растамаживания, перейдём к другим, не менее важным вопросам. В частности, разберём вопрос, как непосредственно осуществляется ввоз авто через Калининград?

Способы и особенности ввоза автомобиля из Калининграда

Способы и особенности ввоза автомобиля из Калининграда

Как мы уже отмечали, Калининград в нашем вопросе выгоден тем, что он со всех сторон окружён Европой. Он вплотную граничит с Литвой и Польшей. А эти страны как раньше, так и сейчас остаются Клондайком подержанных европейский и не только автомобилей. Но помимо близости к границе с европейскими странами у авто из Калининграда есть и ряд другим интересных особенностей. Причём носят они как позитивную, так и негативную окраску.

К позитивным моментам данного способа перегонки авто можно, безусловно, отнести то, что Калининград отнесён к Особым Экономическим Зонам (ОЭЗ) и, соответственно, на данный регион распространяется некоторые экономические льготы. Относится это и к стоимости таможенных пошлин и акцизов на растаможивание. Но тут не обошлось без ложки дегтя. Льготы эти распространяются только на отдельные категории ввозимого транспорта. В частности, речь идёт о спец. технике (в том числе грузовой), автобусах, пикапах и седельных тягачах. То есть можно сделать вывод, что данными преференциями могут воспользоваться в большей степени юридические лица, эти преференции введены для бизнеса.

Тем, кто ранее гонял авто из Европы в Россию через Калининград, наверняка приходилось сталкиваться с такими понятиями, как «растаможка на РФ» и «растаможка на область» (имеется в виду Калининградская область естественно). Разберём вопрос растаможек на Калининградскую область, что значит это понятие? Ранее это означало, что ввозимый автомобиль планируется эксплуатировать только на территории данного субъекта РФ. Соответственно все, кто пользовался именно этим вариантом растаможивания, имели возможность не уплачивать таможенную пошлину. Этот вариант был удобен только для жителей данного региона. В принципе, этот аспект уже не играет никакого значения, т.к. в 2006 году данная преференция была упразднена. Теперь в Калининграде возможна растаможка только «на Россию».

Однако несмотря на это ограничение, заказывать авто через Калининград всё равно выгоднее чем, допустим, Москву. Сказывается региональный коэффициент в работе таможенных брокеров (который в свою очередь базируется на покупательной способности жителей столицы и регионов).

Итак, вы решили заказать автомобиль через таможенного брокера в Калининграде, каков алгоритм покупки:

  • необходимо определиться с интересующей вас моделью;
  • далее находим брокера, с которым планируем работать (сделать это не сложно в эпоху развитого интернета, причём там же в интернете смотрим и отзывы о том брокере, который нас заинтересовал), ему озвучиваем свои предпочтения по автомобилю, а также оговариваем момент возможности самостоятельного перегона авто из Калининграда в свой регион. Что касается доставки авто до перевалочного пункта (коим выступает бывший Кенигсберг), то я думаю, этот вопрос лучше-таки доверить профессионалам;
  • предоставляем брокеру все необходимые документы для приобретения автомобиля. После чего указанный товарищ самостоятельно решает все вопросы с дилерами, доставкой до Калининграда и растаможкой;
  • по прибытию автомобиля, брокер заключает с вами ДКП и передаёт вам еже ваш автомобиль;
  • дальше дело техники и желания – хотите, брокер подберёт вам водителя, который перегонит ваше авто в ваш регион проживания, хотите – перегоняете сами.

Ну а теперь, когда мы добрались до аспекта перегонки уже вашего автомобиля, поговорим непосредственно о способах, посредством которых это можно осуществить. Итак, каким способом можно перегнать машину из Калининграда на «большую землю»? Способов таких – два.

Транзитом по Европе

Способы перегона автомобиля

Несколько более сложный способ, в той связи, что предполагает пересечение как минимум 3-ёх государственных границ. А это, в свою очередь, требует согласования с таможенными органами иностранных государств.

Итак, если останавливаться на вопросе перегона автомобиля транзитом, то он состоит из двух основных этапов:

  1. Оформление необходимых документов, транзитной визы государства, налогов и таможенных сборов, «зелёной карты» (о ней я уже писал в предыдущих статьях). При этом важно помнить, что авто, зарегистрированные в Калининграде после 2001 года (примерно наш случай), для «физиков» облагаются таможенными сборами и налогами по упрощённой схеме. «Юриков» эти преференции не касаются, у них другие льготы.
  2. Ну и непосредственно сам процесс перегона, включающий в себя пересечение гос. границы, досмотры, сверки документов и прочие «радости».

Процедуру подготовки мы рассмотрели, теперь перейдём непосредственно к выбору маршрута вашего будущего путешествия. Таких вариантов тоже существует несколько:

  • 1-ый возможный путь – Калининград/Литва/Латвия/Россия. Наиболее удобный в плане расстояния (то бишь наиболее короткий). Однако не забывайте о немаловажном факторе – по данному маршруту вам придётся пересечь 2 прибалтийские страны, власти которых не слишком дружелюбно относятся к гражданам нашей страны и свято блюдут целостность своих границ и незыблемость законов. Посему у вас может возникнуть вагон и маленькая тележка бюрократических проблем, причём ещё на фазе согласования маршрута;
  • 2-ой возможный вариант – Калининград/Литва/Беларусь/Россия. Наиболее предпочтительный вариант по причине того, что одна прибалтийская страна выпадает из списка, что значительно упрощает время и процедуру согласования. Кроме того, литовские власти менее подозрительно настроены к нашим соотечественникам, чем их латвийские коллеги. Ну а что касается белорусов, то мы сними состоим в Таможенном Союзе, посему проблем в пересечении госграницы не должно возникнуть в принципе;
  • ну а если по какой-то причине вы не нашли взаимопонимания и с литовскими пограничниками, и консульской службой, тогда для вас остаётся третий вариант – Калининград/Польша/Беларусь/Россия. Этот маршрут наиболее длинный, но Прибалтика будет вами благополучно объехана.

Немаловажным минусом транзита через Европу является также тот факт, что вам придётся столкнуться с местными блюстителями закона. И дело здесь даже не в том, что они к иностранцам относятся с предубеждением и подозрительностью. Дело в том, что вам как минимум необходимо будет проверить к какой конвенции безопасности дорожного движения (Венской или Женевской) относится страна, которую вы посетили транзитом. А это в свою очередь обязывает вас учитывать какие права у вас могут потребовать – национальные или национальные в купе с международными. Данная информация также подавалась нами в предыдущих статьях.

Резюмируем вышенаписанное — вам придётся учесть очень много нюансов, коли вы надумали посмотреть европейские державы из окна недавно купленного автомобиля.

Паромная переправа

Виды перегона автомобиля

На наш взгляд гораздо более удобный способ в плане отсутствия необходимости соблюдать бюрократические издержки. У вас есть возможность воспользоваться услугами парома, который курсирует между Калининградом и Санкт-Петербургом. Основной плюс этого метода в том, что с юридической точки зрения, вы не покидаете пределов территории Российской Федерации, поэтому нет необходимости оформлять все транзитные документы. Это является также экономией.

Но как у любого другого момента, есть две стороны медали. О положительной мы сказали, теперь отметим отрицательные стороны:

  • такое путешествие можно осуществить только в летнее время года, когда балтийское море судоходно. Но даже в этот период вы будете сильно зависеть от погоды;
  • экономия на таможенных пошлинах, визах и «зеленой карте» не покроет ваших расходов за провоз автомобиля на пароме. Необходимо будет оплатить как машино-место, так и каюту для себя. В среднем ваши расходы за такую поездку составят не менее 20 000 рублей.

Но опять же — зато вы посмотрите балтийское море, проведя несколько дней в круизе и увидите (если повезет) Швецию, наверняка Финляндию и ту самую Прибалтику, в которую вас возможно не пустили.

Нюансы самостоятельного перегона автомобиля

Теперь поговорим о нюансах покупки и самостоятельной перегонки авто транзитом по Европе.

Во-первых, многие наши граждане пребывают в плену иллюзии, что если что-то куплено в Европе, то оно должно быть обязательно качественное. Это не всегда так. При покупке подержанного авто основная опасность, которая вас может ожидать – это риск нарваться на авто-«утопленник». Особенно актуально это было с японскими автомобилями (правда больше конечно этот страх был актуален для авторынков Сахалина, но и на старуху бывает проруха). Также не забываем о том, что есть риск купить и «битую» машину (т.е. побывавшую в ДТП). Причём заграничные и наши мастера СТО могут провести крайне качественный косметический ремонт. А замаскированные дефекты всплывут впоследствии.

Во-вторых, как мы уже говорили, необходимо подготовить всю сопутствующую документацию («зеленку», транзитную визу и т.п.).

В-третьих, заранее озаботьтесь наличием аптечки и огнетушителя в своем автомобиле.

В-четвертых, не забудьте на выезде из Калининграда заправить полный бак своего авто. Так как в Прибалтике и Польше цены на горючку гораздо выше, чем у нас. А в том случае, если вы запланировали ехать через Беларусь, сделайте тоже самое, только на выезде из страны. Т.к. цены на горючее в Беларуси ниже чем у нас.

В-пятых, отнеситесь с должным вниманием к соблюдению ПДД. Причём не только «в европах» (имеется в виду Прибалтика и Польша) но и даже в братской нам Беларуси. Ибо там очень принципиальные сотрудники дорожной полиции.

В чём выгода при покупке автомобиля в Калининграде?

Как мы уже говорили, основной выгодный момент заключается в том, что в Калининграде представлена довольно таки широкая линейка подержанных автомобилей как из Европы, так и из Штатов. Причём цена на них отличается в выгодную сторону. Тоже самое можно сказать и про техническое состояние автомобиля.

Плюсом к вышесказанному можно отметить наличие определенных льгот как для физлиц, так и для бизнеса. Правда тут все зависит не только от модельного ряда, возраста, авто, его пробега, но и непосредственно от функционала автомобиля.

Ну а напоследок можно отметить в качестве плюса еще и территориальную близость к административному центру России (Питер, Москва). Чего не скажешь, например, о любителях «японцев», им приходится гонять свои машины из Владивостока и Сахалина, через всю страну.

Советы по приобретению машины в Калининграде

Некоторые рекомендации по приобретению автомобиля в Калининграде нашим читателям мы уже дали. Теперь попытаемся это все обобщить и представить структурно:

  • вспоминаем «утопленников» и «битые» машины. Распознать утопленника можно по подозрительно низкой цене, по наличию специфического запаха гниения в салоне (но это конечно при условии того, что продавец ну или уж совсем лентяй или скупердяй, который решил не тратиться на перетягивание салона). Косвенным признаком, подтверждающим «мокрое» прошлое автомобиля, послужит либо полностью убитая электроника либо её проблемная работа;
  • по поводу битых машин. Конечно крайне сложно их распознать без специальной помощи (в лице квалифицированного автомеханика). Необходимо уделять тщательное внимание автомобилям из стран Балтии. Тамошние умельцы могут восстановить даже авто не подлежащее восстановлению. Уделяйте особое внимание машинам, пригнанным из города Мариямполе. Там настоящий Клондайк битых и отреставрированных авто;
  • ну и кроме всего прочего, не забываем и о других нюансах, сопровождающих покупку любого автомобиля, проверяем наличие одного хозяина, наличие залоговых обязательств по данному авто и т.п.

Заключение

Итак, мы разобрали все самые распространенные нюансы, с которыми может столкнуться будущий собственник, при покупке подержанного ТС пригнанного из-за границы, в Калининграде. На самом деле информация, которая может быть вам полезна по данному вопросу, вышеизложенным не ограничивается. Например, что касается перевозки автомобиля непосредственно к месту назначения, то существуют еще способы, например, можно заказать коммерческую перевозку в составе автопоезда (грузовым автомобилем) или же перевозку железными дорогами. Эти способы также имеют свои нюансы и тонкости. Однако говорить дополнительно о них – не позволяет объем статьи. Если уважаемых читателей интересуют эти или какие-либо другие моменты, вы можете отобразить свою заинтересованность в формате обратной связи, оставив под статьей комментарий, содержащий ваш вопрос. А мы в свою очередь постараемся развернуто ответить на ваш вопрос в следующем материале.

Легких вам покупок, приятных поездок и адекватных соседей по движению на дороге.

Евгений Яновский
Окончил Артемовское Медицинское училище по специальности "Лечебное дело" в 2008. В 2013 г. обучался в Киевской Медицинской Академии последипломного образования им. Шупика. В 2018 поступил в Тольяттинский Государственный Университет. Специальность - Правовое обеспечение национальной безопасности. Увлекаюсь написанием статей, имею богатый, разносторонний и своеобразный жизненный опыт.
Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Вам будет интересно
К этой статье пока нет комментариев. Сделайте это первым!

Напишите Ваш комментарий