Бесплатная консультация автоюриста: +7 (499) 577-02-48 (Москва), +7 (812) 467-30-49 (Санкт-Петербург)
Бесплатная консультация автоюриста:
+7 (499) 577-02-48, +7 (812) 467-30-49
Юридический портал «Автомобиль и закон» — актуальная и точная информация по вопросам, связанным с применением российского законодательства в области автотранспорта, от практикующих юристов.

Как происходит расследование ДТП на предприятии в 2019 году? Порядок служебного расследования

Любая организация, на балансе которой находятся автотранспортные средства, может столкнуться с разбирательством дорожно-транспортных происшествий. Это обусловлено, в первую очередь, человеческим фактором. Расследование ДТП на предприятии осуществляется по строго установленному порядку, с соблюдением основных требований и сроков. При этом о происходящем должен быть уведомлен руководитель организации и специалист дорожного движения (БДД). В зависимости от совокупного ущерба и наличия пострадавших, «разбором полётов» могут заниматься сотрудники Госавтоинспекции + комиссия из работников организации, сотрудники ГИБДД + судебные медэксперты + комиссия из работников предприятия или сотрудники компании самостоятельно (если пострадали два автотранспорта одной организации без пострадавших лиц). О тонкостях и подробностях служебного дорожно-транспортного расследования читайте в нашей статье.

Расследование ДТП на предприятии
Источник: https://pixabay.com/photos/crash-test-frontal-collision-1620609/

Служебное расследование ДТП на производстве — понятия и термины

Комплексное понятие «служебное расследование ДТП на предприятии» включает в себя совокупность действий следственного характера по определению виновника ДТП, а также выявление обстоятельств, которые повлекли за собой дорожное столкновение автотранспорта. Целью следственных действий становится установление причин, ошибок и недочётов в профилактической работе компании и предотвращение подобных ситуаций.

Акт служебного расследования является итоговым документом всего мероприятия.

Права лиц, в отношении которых осуществляется разбирательство, закреплены во внутренних служебных документах (инструкции) и общих правовых нормах РФ. При этом работники имеют право интересоваться процедурой мероприятия и защищать свои гражданские права. Итоги расследования могут быть обжалованы в судебных инстанциях.

Сроки проведения разбирательства служебного ДТП также закреплены внутренними инструкциями организации, но не могут противоречить действующему российскому трудовому законодательству.

Нормативное регулирование

Нормативное регулирование
Источник: https://pixabay.com/photos/study-read-book-bible-koran-862994/

Правовыми основами мероприятий по расследованию ДТП, которое случилось на предприятии, являются:

  • Приказ № 49. Он издан в апреле 1990 года Министерством автотранспорта РСФСР. Его суть сводится к утверждению положений о внутренних расследованиях. На основе данной законодательной нормы каждый руководитель организации издаёт свой личный Приказ о порядке, целях и сроках проведения разбирательства ДТП.
  • ФЗ № 196. Закон вступил в силу в декабре 1995 года. Данный закон является основополагающим документом в сфере российской дорожной безопасности. В контексте служебных расследований он регулирует вопрос необходимости анализа и установления причин со стороны организаций-владельцев автотранспорта.
  • Приказ № 19. Он издан в декабре 1970 года Министерством автотранспорта РСФСР и актуален по настоящее время. Документ обуславливает цели расследований и необходимость учёта дорожных аварий, совершённых с участием корпоративных автомобилей.
  • Постановление Правительства РФ № 647. Документ издан в июне 1995 года, а в сентябре 2012 претерпел некоторые изменения. Его суть, в контексте нашего вопроса, сводится к регулированию правил учёта и необходимости проведения расследования вне зависимости от обстоятельств дела (место, время, круг виновных лиц).

Порядок проведения расследования

Служебное расследование ДТП осуществляется по определённому регламенту. Особо важными моментами являются выделение членов расследовательской комиссии и поэтапное проведение разбирательства.

При этом сам порядок действий должен быть закреплён на уровне внутренних корпоративных инструкций, которые не должны противоречить общим действующим правовым нормам России.

Кто проводит служебное расследование?

Отвечая на вопрос, кто проводит служебное разбирательство случившегося ДТП, нужно учитывать объём ущерба, который понесли пострадавшие лица и имущество:

  1. Если в дорожной аварии пострадали только автомобили и грузы, принадлежавшие одной компании, то «разбором полётов» могут заниматься исключительно работники предприятия. При этом директор подписывает специальный документ-приказ, согласно которому в работу вступает специально назначенная комиссия из трёх человек. Назначенная комиссия может состоять из любых членов трудового коллектива, кроме непосредственного руководителя водителя авто, которое попало в аварию. Председателем комиссии, как правило, становится директор предприятия или его заместитель. В группе обязательно должен быть человек, ответственный за безопасность дорожного движения. В штате каждой компании, на балансе которой есть автотранспорт, должен быть такой сотрудник.
  2. Если одной из сторон дорожного столкновения стал корпоративный автомобиль, а вред нанесён исключительно только машинам, в расследование включается сотрудник ГИБДД. Он определяет виновную сторону, что указывает в протоколе. В расследовании обязательно принимают участие сотрудники компании.
  3. Если участником ДТП стал корпоративный автотранспорт, а вред нанесён людям (водителям, пассажирам, пешеходам), то в расследовании участвуют три стороны: ГИБДД, судебный медэксперт и комиссия сотрудников предприятия. Инспектор Госавтоинспекции определяет виновность участников, медэксперт оценивает состояние потерпевших, работники предприятия оценивают ущерб и анализируют ситуацию.
  4. Если в результате столкновения автомобилей погибли люди, то расследование происходит согласно регламенту уголовного кодекса. Комиссия с предприятия также принимает участие в разбирательстве.
При любом стечении обстоятельств комиссия из организации, автомобиль которой попал в ДТП, обязательно участвует в расследовании.

Порядок проведения служебного расследования ДТП предусматривает три основных этапа служебного разбирательства:

  • поиск и сбор данных о ДТП;
  • непосредственное расследование;
  • проведение проверки компании по вопросу обеспечения безопасности ДД.

Поиск и сбор данных

Поиск и сбор данных
Источник: https://pixabay.com/photos/write-plan-desk-notes-pen-writing-593333/

Если случилось ДТП (несчастный случай на производстве с использованием автотранспортных средств), то корпоративное разбирательство начинается с поиска и сбора данных о произошедшем событии. Для полноты картины нужно все сведения, которые только можно, собрать об аварии:

  1. Личные данные обо всех участниках ДТП:
  • ФИО;
  • число участников;
  • число пострадавших;
  • характер ранений и травм;
  • состояние водителя.
  1. Документы:
  • водительские права;
  • страховка;
  • путевой лист;
  • документы на грузы.
  1. Данные обо всех транспортных средствах-участниках ДТП:
  • количество участников;
  • госномера всех участников;
  • техническое состояние корпоративного авто;
  • характер повреждений;
  • тип ДТП;
  • положение машин после столкновения;
  • следы.
  1. Климатические условия:
  • погода;
  • осадки;
  • освещённость дороги;
  • время суток.
  1. Данные о привязке к географическому месту и времени:
  • адрес ДТП;
  • время.
  1. Рабочие моменты:
  • рабочий час, когда было ДТП;
  • характер поездки;
  • цель поездки.
  1. Обстоятельства ДТП:
  • разметка на дороге;
  • светофоры;
  • знаки;
  • состояние дорожного полотка.
Все вышеперечисленные моменты должны быть зафиксированы с помощью видео или фотосъёмки. На кадрах должна быть отражена вся картина произошедшего события. При поиске и сборе информации о ДТП представители компании должны взаимодействовать с сотрудниками ГИБДД. Нужно участвовать в оформлении протокола по двум причинам: контроль над работой инспектора и получение информации для служебного расследования. Все несогласия с оформлением протокола нужно выражать в письменном виде. Также, после окончания процедуры, нужно письменно запросить копии документов, приготовленные полицией. Бумаги могут понадобиться для внутреннего разбирательства.

Непосредственное расследование

В ходе расследования комиссия сотрудников компании должна плотно взаимодействовать со всеми организациями, которые задействованы в разборе события. Служебное расследование нужно для оценки следующих факторов:

  • поведение водителя-сотрудника в рамках ПДД;
  • дорожные, ландшафтные, климатические условия и выявление причинно-следственных связей их и ДТП;
  • установление связи между произошедшим инцидентом и недоработками специалиста по БДД.
Внутреннее разбирательство должно дать ответы на вопросы: что случилось, кто виноват, как предотвратить новые подобные инциденты?

Проведение проверки организации

Проведение проверки организации
Источник: https://pixabay.com/photos/platform-weed-plant-green-blurry-3176049/

Порядок расследования ДТП на предприятии подразумевает, что заключительным этапом расследования становится проверка работы организации в отношении обеспечения дорожной безопасности. Данная проверка проводится по поводу профессиональной деятельности специалиста БДД или отдела БДД (в зависимости от размеров предприятия).

Подробному исследованию и анализу подвергаются такие сферы работы БДД, как:

  • организация условий труда водителей;
  • обучающие и профилактические программы для водителей;
  • меры воздействия и наказания на водителей, которые нарушают ПДД;
  • оценка работы отдела техобслуживания транспортных средств и в частности, состояние авто перед ДТП.
Итогом проверки должны стать комплексные меры по повышению БДД на предприятии.

Сроки

Сроки служебного разбирательства по ДТП устанавливаются внутренними документами организации (инструкцией), но они не могут противоречить действующему российскому трудовому законодательству. Считается, что служебная комиссия должна закончить свою работу в течение месяца. На практике, если нет пострадавших, расследование оканчивается примерно через неделю после ДТП (5 рабочих дней).

Цели проведения служебного расследования

Методика проведения корпоративного разбирательства дорожной аварии направлена на увеличение мер дорожной безопасности. Для этого выясняются причины случившегося, его обстоятельства, а также устанавливаются нарушения в работе специалистов по безопасности. На основании вышеперечисленного по окончанию расследования вырабатываются комплексные меры по профилактике и предотвращению ДТП на предприятиях.

Итоговый документ

Документальным итогом служебного расследования становятся две официальные бумаги:

  1. Акт. Данный документ имеет установленный образец. Он состоит из 7 разделов, которые подробно описывают все обстоятельства случившегося ДТП. Неотъемлемой частью акта являются приложения: копии документов из полиции, объяснительные водителей и других работников, другие документы.
  2. Форма учёта. Это специальный документ, которые заполняется аналогичной информацией, указанной в акте. Один раз в календарный месяц специалист по БДД обязан сверять данные о производственных ДТП с ГИБДД (с помощью формы учёта).

Заключение

Ни одна организация, владеющая автотранспортом, не может похвалиться полной дорожной безаварийностью. ДТП с участием корпоративных авто происходят нередко. При этом установлен чёткий порядок действий и обязательное служебное разбирательство. Для этого на предприятии собирается комиссия (3 человека) и проводится детальное исследование произошедшего ДТП. Работа производится при взаимодействии с Госавтоинспекцией и другими организациями. По итогам выносится решение о повышении мер дорожной безопасности, которые должны быть приняты к исполнению всеми водителями.

Ольга Панфилова
В 1999 году закончила с отличием Волгоградский институт экономики, социологии и права по специальности экономист. С 2007 года и по настоящее время работаю в сфере недвижимости, в качестве индивидуального предпринимателя. Занимаюсь юридическими вопросами купли-продажи, дарения и наследства объектов жилого и нежилого фонда. Также в мои обязанности входит составление договоров и консультирование клиентов. Активный автолюбитель. Водительские права категории «В». Писать статьи люблю со времен студенчества, нахожу это интересным и познавательным. Буду рада, если мои статьи окажутся полезными и помогут читателям разобраться в интересующих их вопросах.
Пожалуйста, оцените статью!
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Вам будет интересно
К этой статье пока нет комментариев. Сделайте это первым!

Напишите Ваш комментарий