
Содержание статьи
- 1. Правила поворота налево согласно ПДД
- 2. Административная ответственность за неправильный поворот налево
- 3. Разбор ДТП при повороте налево — кто виноват?
- 4. Важные нюансы при определении вины водителя
- 5. Как доказать невиновность в ДТП?
- 6. Советы автовладельцам, как не попасть в аварию при повороте
- 7. Заключение
Правила поворота налево согласно ПДД

Согласно ПДД поворачивать налево можно в любом месте, где это не запрещено дорожными знаками. Все повороты влево выполняются по одному алгоритму:
- Включить левый поворотник и занять крайнее левое положение, если из других полос выполнение маневра невозможно.
- Включить левый указатель движения и убедиться в безопасности выполняемого манёвра.
- Повернуть, не создавая помехи другим участникам дорожного движения, на любую полосу дороги.
Если вы получили право на управление транспортным средством недавно, то вам могут пригодиться следующие советы:
- снизьте скоростной режим по мере приближения к месту поворота или разворота. Это даст дополнительное время на оценивание дорожной ситуации, что позволит снизить риск возникновения аварии;
- заблаговременно перестройтесь в левый крайний ряд. Если вы знаете, что в скором времени вам необходимо будет повернуть, то лучше перестроиться заранее. Это позволит подготовиться к манёвру и уменьшить риск ДТП и нарушения правил движения;
- заблаговременно включите сигнал поворота. Чтобы на дороге не возникало неожиданных ситуаций, нужно заранее извещать участников движения о вашем намеренье сменить направление движения;
- не срезайте угол выполнения манёвра для ускорения движения. Все машины поворачивают и разворачиваются по установленным правилам, если хоть одна из них нарушает эти нормы, то риск столкновения увеличится.
Административная ответственность за неправильный поворот налево
Чтобы все водители были замотивированы следовать ПДД, действующим законодательством предусмотрены административные штрафы за нарушение правил поворота налево.
Размер взыскания зависит от типа нарушения, так, например:
Нарушение | Первичное правонарушение | Повторное правонарушение |
Поворот налево на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика | 1 000 рублей | 5 000 рублей (если проступок был зафиксирован камерой)
Лишение права управления ТС на 4 – 6 месяцев |
При повороте налево выезд на перекресток, на котором образован затор | 1 000 рублей | |
Не предоставление преимущества ТС, которое обладает таким правом | 1 000 рублей | |
Поворот без включенного сигнала | 500 рублей | |
Занятие неверного положения на дороге перед манёвром | 500 рублей | |
Выезд на встречку при выполнении поворота | 1 500 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев | 5 000 рублей (если нарушение зафиксировано камерой) Лишение прав сроком на 1 год |
Выполнение манёвра там, где он запрещен разметкой или дорожными знаками | 1 000 – 1 500 рублей |
Разбор ДТП при повороте налево — кто виноват?
Вы уже оценили ситуацию на дороге и повернули налево, как вдруг вы сталкиваетесь неожиданно с другим автомобилем. Кто виноват в ДТП при повороте налево? Как вести себя в этой обстановке и что делать?
ДТП на перекрёстке

Перекрёсток – опасный участок дороги, так как на нём пересекаются несколько потоков машин. Тут нужно быть предельно осторожным, внимательным и следовать всем правилам дорожного движения.
Чаще всего ДТП случаются по 3 причинам:
- Невнимательность водителя: засмотрелся, задумался, не заметил и т. п.
- Несоблюдение ПДД: игнорирование требований сигналов светофора, разметки и дорожных знаков.
- Отвлекающие факторы: звонки и смс с телефона, разговоры с пассажирами.
Регулируемый перекрёсток
Регулируемое пересечение дорог определяет строгую очередность движения (преимущество ТС) на основании сигналов светофора или регулировщика.
Если ДТП произошло на таком пересечении дорог, то виновность ляжет на того водителя, который совершил манёвр на запрещающий сигнал. При этом если:
- поворот или разворот разрешён зелёным сигналом светофора, то преимущество у тех ТС, которые движутся по встречной полосе прямо или направо;
- манёвр был начат при разрешающем сигнале, то о цвете светофора на выходе из поворота или разворота волноваться не следует;
- водитель планирует начать манёвр, то он должен уступить дорогу автомобилям, завершающим движение через зону пересечения и пешеходам;
- поворот налево регулируется дополнительной секцией светофора, при включенном красном основном цвете автолюбитель обязан дать преимущество движения ТС, движущимся по другим направлениям.
Нерегулируемый перекрёсток
Когда перекрёсток нерегулируемый, проезжать такой участок дороги следует по следующим правилам:
- знак «главная дорога». То транспортное средство, которое движется по приоритетной дороге, имеет преимущество в проезде перекрёстка;
- указатель «уступи дорогу». Если на вашем пути при подъезде к перекрёстку встречается этот знак, то вы обязаны уступить дорогу всем транспортным средствам;
- «помеха справа». Если пересечение не оборудовано никакими дорожными знаками, то приоритет движения определяется по «помехе справа»;
- приоритет покрытия. Авто, находящееся на грунтовой дороге, является второстепенным участником дорожного движения перед автотранспортным средством, передвигающимся по твёрдому покрытию.
Наличие или отсутствие дорожной разметки

На российских дорогах очень часто отсутствует разметка. Это пугает и сбивает новичков-водителей. Поэтому, чтобы совершить манёвр по всем правилам, потребуется:
- условно разделить проезжую часть на полосы. Посмотрите на ширину дороги, сколько машин помещается?
- поворот налево всегда осуществляется из крайней левой полосы, поэтому следует заранее занять эту позицию;
- поворачивать можно в любую из полос попутного направления.
Обгон ТС, поворачивающего налево
На перекрёстке в определённых ситуациях обгон разрешён, но так как по статистике около 30% всей аварий случается именно там, перед тем как начать манёвр, нужно убедиться в его безопасности.
Чаще всего ДТП при обгоне авто, выполняющего поворот налево на перекрестке, случается из-за:
- обгона машиной, находящейся на второстепенной дороге не зависимо от типа перекрёста (нерегулируемый или регулируемый);
- обгона, когда водитель имеет ограниченный или недостаточный обзор (резкие повороты, подъемы, рельеф местности, погодные условия).
На практике виноватым становятся следующим образом:
- если поворачивающий водитель известил об этом сигналом поворота, то он считается невиновным;
- если же соответствующий сигнал не был подан, то автолюбитель признается виновным в ДТП.
Поворот во двор
Столкновение при повороте налево во двор возможно по 2 схемам:
- водитель забыл включить поворотник, и сзади идущая машина врезается в него. В этом случае виновником ДТП будет являться позади идущее ТС;
- водитель поворачивает и в этот момент сбоку происходит столкновение. Тогда виноват поворачивающий транспорт, так как проигнорировал правила приоритета.
Выезд с прилегающей территории

Прилегающей территорией можно считать:
- АЗС;
- автостоянки;
- остановочные карманы для маршрутного транспорта;
- дворы жилых домов со стороны заезда с проезжей части;
- жилые массивы.
Важные нюансы при определении вины водителя
Выполняя свою работу, сотрудники ГИБДД очень внимательно относятся к определению вины водителей. Чтобы вердикт был объективен, уполномоченный работник проводит анализ случая по нескольким факторам:
- скорость движения нарушителя. Порой ДТП происходит не из-за нарушения правил маневрирования, а из-за несоблюдения скоростного режима. Центробежная сила утягивает машину в сторону и получается столкновение;
- динамика ДТП. Если нарушение правил первым водителем не стало причиной аварии, а удар произошел из-за позади идущего авто, то виновником признают последнего;
- не соблюдение ПДД. Если авария случилась из-за нарушения правил: игнорирование норм маневрирования, не использование поворотников и т.п., то виновником признают того водителя, который не следовал установленным нормам;
- показания свидетелей и видеозаписи ДТП. Если есть информация с посторонних источников, то они принимаются во внимание и помогают в выяснении обстоятельств дела.
Когда возникает вопрос: «ДТП при повороте налево — кто виноват?». Схемы, которые рисует инспектор ГИБДД помогают в прояснении дела и становятся одним из важных доказательств. Поэтому, порой виновность водителя определяется по ним.
Как доказать невиновность в ДТП?
Бывают случаи, когда водителю приходится доказывать свою невиновность. Это сложный и трудоёмкий процесс, который требует помощи со стороны. Чтобы доказать свою правоту и снять с себя обвинения, потребуется:
- воспользоваться юридической помощью. Профессиональный юрист поможет вам написать обжалование постановления и защитить свои права в суде. Отказываясь от такой помощи, вы рискуете проиграть;
- собрать всю информацию про ДТП. Показания свидетелей, запись видеорегистратора и фотографии места происшествия могут стать вашим основным оружием;
- составить грамотную жалобу на постановление об административном правонарушении. Чтобы написать юридический документ, необходимо воспользоваться специализированной помощью. Текст бумаги должен быть написан грамотно, лаконично и «сухо», вы должны избегать в нём эмоций, всю информацию требуется выкладывать только по существу;
- отправить жалобу в территориальное отделение ГИБДД, в котором было выписано постановление либо же в районный суд по месту получения обвинения.
Советы автовладельцам, как не попасть в аварию при повороте
Минута спешки может стоить жизни. Поэтому, нужно грамотно и внимательно относиться к манёвру поворота. Чтобы не попасть в ДТП и не стать его причиной, необходимо:
- всегда заблаговременно включать указатели поворота в соответствующую сторону. Это даст время другим участникам движения подготовиться к смене вашего положения на дороге (затормозить, перестроиться и т. п.);
- осуществлять поворот налево только из крайнего левого положения. Это правило прописано на законодательном уровне и принято для предотвращения аварий и сохранности жизней на дорогах страны;
- снижать скоростной режим перед поворотом налево. Борьба с центробежной силой будет вами выиграна только при уменьшении скорости перед поворотом. В противном случае, машину может унести в другую сторону;
- адекватно оценивать ситуацию. Не стоит лететь вперед паровоза. Спокойно проанализируйте дорожное состояние и пропустите все ТС, которые имеют преимущество проезда. Лучше постоять немного дольше, чем потом чинить машину или себя;
- следовать правилам дорожного движения. Перед началом манёвра оцените ситуацию: разрешён ли здесь поворот дорожными знаками, есть ли светофор и по каким правилам необходимо проезжать данный перекрёсток.
Заключение
Поворот налево – один из сложнейших манёвров на дороге. Чтобы двигаться правильно при соответствующем изменении направления, необходимо знать ПДД и помнить, что этот поворот следует совершать только из крайнего левого положения, заранее включив указатели поворота в ту сторону, в которую вы направляетесь. Это позволит всем участникам движения оценить новую ситуацию и принять соответствующие меры.
Чаще всего виновником ДТП при повороте налево признается автовладелец, который нарушил правила движения: создал помеху другим машинам, не включил поворотник, проигнорировал требования светофора и дорожных знаков, а также не оценил свои силы. Основная причина аварий такого характера начинается с мысли: «сейчас проскачу». Подумав, что вы сможете быстро проехать перекрёсток и при этом никому не помешаете, совершаете ошибку. Так как именно невнимательность, спешка и наивная самоуверенность – верные соратники всех аварий на дорогах России.
Чтобы сохранить жизнь себе и другим окружающим, чтобы не платить за ремонт ТС – соблюдайте ПДД и будьте внимательнее на дорогах.