Бесплатная консультация автоюриста: +7 (499) 577-02-48 (Москва), +7 (812) 467-30-49 (Санкт-Петербург)
Бесплатная консультация автоюриста:
+7 (499) 577-02-48, +7 (812) 467-30-49
Юридический портал «Автомобиль и закон» — актуальная и точная информация по вопросам, связанным с применением российского законодательства в области автотранспорта, от практикующих юристов.

Что делать если случилось ДТП по вине дорожных служб в 2020 году: определение вины, доказательная база, возмещение ущерба

Ещё три года назад, в начале 2016 года, учёный совет РАНХиГС опубликовал результаты своих исследований о том, что 40 % дорожных аварий происходит из-за неудовлетворительного состояния дорожной сети. Более 70 % российских дорог, согласно исследованиям учёных, подлежат ремонту, а общая протяжённость дорожной сети в России должна быть втрое больше. Аналитики считают, что на общую дорожную безопасность самое большое влияние оказывает именно качество дорожного покрытия. Хотя официальная позиция ГИБДД такова, что виновником ДТП почти всегда бывают именно водители, а не дорожники. ДТП по вине дорожных служб – очень распространенное явление, несмотря на то, что официальная статистика не отражает роль влияния состояния дорог на дорожные аварии. В результате этого искажается общая картина дорожного строительства в нашей стране. О том как добиться возмещения ущерба от виновника ДТП – дорожной службы, читайте нашу статью.

ДТП по вине дорожных служб
Источник: https://pixabay.com/photos/car-crash-accident-car-crash-1360121/

Когда можно получить компенсацию в случае ДТП по вине дорожных служб?

Выплата компенсации
Источник: https://pixabay.com/photos/bills-5-five-thousand-4594734/

Каждый автоводитель, который получил материальный или физический ущерб в результате ДТП по вине дорожных служб, имеет право на компенсацию. При этом решающую роль играет правильное и своевременное оформление дорожной аварии. Для этого нужно зафиксировать происшествие с помощью сотрудника Госавтоинспекции. Для вызова дорожного патруля нужно позвонить по единому номеру 112. Для объективности происходящего необходимо привлечь двух свидетелей. В протоколе инспектора должны быть отражены факторы, которые оказали влияние на произошедший случай. Если состояние дорожного полотна на месте ДТП визуально неудовлетворительное, инспектор должен написать акт обследования дороги (2 экземпляра). Представители дорожной службы обязаны прибыть на место происшествия в течение 6 часов после обращение инспектора ГИБДД.

Результатом оформления дорожной аварии и определения виновника станет постановление ГИБДД. Юридическую силу данный документ получает через 10 дней с момента его вынесения.

Законодательная база

Пользователи дорог имеют право на компенсацию ущерба, причинённого в ДТП по вине дорожников, на основе следующих правовых документов:

  • налоговый кодекс РФ, статья 28 которого определяет обязанность автовладельцев уплачивать ежегодный транспортный налог. Обязательный сбор направляется на строительство и ремонт дорожной сети, в результате чего у пользователей возникает право на качественное обеспечение физического состояния дорог;
  • ФЗ-257 от 08.11.2007 года, статья 28 которого определяет ответственность дорожных служб за некачественное состояние дорог и право пользователей автодорог на компенсацию материального вреда, возникшего по вине плохого состояния дорожного покрытия;
  • ГОСТ Р 50597-93, который определяет допустимые размеры ям, а также средства оповещения обо всех ямах, которые превышают допустимые размеры. Кроме того, данный стандарт регулирует сроки устранения ям и дорожных трещин.

Определение вины

Так сложилось, что официальная позиция ГИБДД такова, что виновником ДТП, как правило, определяется водитель. Патруль дорожной полиции, в большинстве случаев, обвиняет водителей в несоблюдении пункта 10.1 действующих правил дорожной безопасности. Формулировка правонарушения сводится к нарушению безопасного скоростного режима, который соответствовал бы метеорологическим, дорожным или иным условиям. В результате чего водитель не справился с управлением автомобилем и допустил создание аварийной ситуации.

Если визуальная оценка дорожного полотна говорит о том, что виновником ДТП может быть дорожно-коммунальная служба, это должно быть отражено в протоколе ГИБДД, а также составлен акт обследования дороги. Автоводитель может потребовать от инспектора внесения в протокол сведений о состоянии асфальта, а также вызова представителя дорожной службы, которая курирует место происшествия. Если сотрудники Госавтоинспекции не берут во внимание фактическое состояние дороги, автомобилист имеет право не согласиться с документом, о чём ставится рецензия «не согласен» и проставляется личная подпись. Кроме того, по российским законам, потерпевший водитель вправе составить свой оценочный документ о происходящем. Данный акт должен содержать в себе подробности дела и быть подписан водителем и двумя свидетелями. Этот документ будет приложен к делу для объективного определения виновного лица. Даже если сотрудник полиции вынес постановление о виновности водителя при очевидной вине дорожников, следует обжаловать постановление в течение 10 дней.

Для того чтобы произошло взыскание ущерба с дорожных служб, в постановлении ГИБДД должен быть установлен виновник аварии – организация, ответственная за участок дороги, где произошло ДТП.

Условия для взыскания ущерба

Взыскание ущерба
Источник: https://pixabay.com/photos/bad-weather-snow-covered-road-snow-3839709/

Существенными условиями для взыскания компенсации за материальный ущерб, полученный по вине дорожников, будут:

  • наличие ям на месте ДТП. Физическое состояние дорожной сети регулируется законами и подзаконными актами. Основополагающим критерием для определения качества дорог являются ГОСТы. Если говорить о допустимых размерах дорожных ям и трещин, то сегодня в России применяется ГОСТ 50597-93. Он гласит, что безопасной для автомобилей является яма до 5 см в глубину, до 15 см в длину и до 60 см в ширину;
  • ненадлежащая уборка дорожных территорий, так как коммунально-дорожные службы несут ответственность за состояние дорог во время дождей, снега, гололёда, обледенения. Несвоевременная уборка дорожных территорий нередко становится причиной ДТП;
  • открытые люки, отсутствие знаков возле больших ям, в местах ведения ремонтных работ. Знак «Ямы на дороге» и ограждения со светоотражателями должны быть на тех участках автодорог, где ямы, трещины превышают допустимые размеры 5*15*60 см, а также в местах проведения ремонтных работ.
Эти факторы должны быть зафиксированы на месте ДТП с помощью видео или фотоаппаратуры. Также данные факты должны быть отражены в протоколе, акте и постановлении ГИБДД.

Пакет документов

Взыскать компенсацию вреда, полученного по вине коммунально-дорожных служб, можно только на основании доказательной базы. Она включает в себя шесть документов. Для удобства читателей мы систематизировали данные в таблицу:

Наименование документаМесто составленияЛицо, ответственное за составлениеУсловияСуть
1. Протокол осмотра места ДТП (ОПМ)Место ДТП.Должностное лицо — инспектор.1. Бланк установленного образца.

2. Под наблюдением двоих свидетелей и участников ДТП.

3. К протоколу прилагается схема, фото-видеоматериалы, вещественные доказательства.

 

Отражает обстановку на месте аварии и результаты замеров.
2. СхемаМесто ДТП.Должностное лицо — инспектор.1. Бланк установленного образца.

2. Является приложением к протоколу ОПМ

Отражает с помощью графики план местности, положение ТС, дорожную обстановку, следы ДТП.
3. Акт обследования дорожного покрытияМесто ДТП.Должностное лицо — инспектор.1. Бланк установленного образца.

2. Создаётся при ДТП по вине дорожников.

3. Является приложением к протоколу ОПМ.

4. Является основным документом, доказывающим вину дорожников.

Отображает факторы, условия и состояние автодороги в месте ДТП.
4. Объяснительная

записка участников и свидетелей ДТП

Место ДТП.Свидетели.

Участники ДТП.

 

1. Записываются собственноручно.

2. Участникам ДТП рекомендуется воспользоваться профессиональной юридической помощью.

Отображает произошедшее событие глазами очевидцев.
5. Протокол об административном правонарушенииМесто ДТП.Должностное лицо — инспектор.1.  Бланк установленного образца.

2. Составляется в соответствии с КОАП.

Выдается в отношении виновного должностного лица или юридических лиц, ответственных за дорожный участок.

 

6. Постановление об административном правонарушенииТерриториальное подразделение ГИБДД.Должностное лицо:

начальник подразделения,

заместитель начальника подразделения,

старший инспектор,

инспектор дорожного надзора.

1.  Бланк установленного образца.

2. Составляется в соответствии с КОАП

Копия постановления выдаётся потерпевшей стороне.

Является доказательством вины дорожников в ДТП.

Может быть обжалован в течение 10 дней с момента вручения виновнику.

 

Как вести себя в случае аварии?

Если случилось дорожно-транспортное происшествие необходимо выполнить определённый ряд действий:

  • остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию и установить аварийный треугольник;
  • не менять положение машин. Предметы, имеющие отношение к аварии, нельзя сдвигать с места (осколки, отлетевшие части машин);
  • оценить наличие пострадавших лиц и состояние дорожного покрытия;
  • позвонить по телефону 112. Описать ситуацию в общих чертах;
  • до прибытия дорожного патруля найти двух свидетелей, договориться о сотрудничестве;
  • зафиксировать положение машин, состояние дороги и другие факторы на камеру телефона или другой техники;
  • если имеется полис КАСКО, нужно позвонить в страховую компанию. Объяснить ситуацию, договориться о приезде специалиста;
  • по приезду дорожного патруля ГИБДД нужно участвовать в процессе оформления документов: следить за правильностью и достоверностью описаний;
  • участники аварии должны быть готовы к тому, что инспектор определит виновника – водителя по ст. 10.1 ПДД, а не дорожные службы из-за плохого состояния автодороги;
  • участники ДТП могут настоять, чтобы инспектор заполнил акт о состоянии дороги и указал данные в протоколе. Также можно настоять на оповещении коммунально-дорожной службы, ответственной за место происшествия.
Все действия должны производиться спокойно, в деловом стиле общения. Крики, претензии, оскорбления не допустимы. Участники ДТП вправе не соглашаться с описаниями событий, изложенными сотрудниками ГИБДД.

Алгоритм действий при обращении к дорожной службе

Досудебное претенциозное урегулирование
Источник: https://pixabay.com/photos/laptop-office-hand-writing-3196481/

Порядок действий при обращении к представителям дорожников включает в себя обязательное досудебное претенциозное урегулирование. На этом этапе лучше всего подключить квалифицированного юриста. Он поможет составить претензию в соответствии с законодательством и будет отстаивать гражданские и материальные права своего клиента. Если дорожники отрицают свою вину и не идут на мировое соглашение, стоит обратиться в суд по месту регистрации дорожной службы. В этом случае нужно запастись серьёзными доказательствами, обосновать ими иск, уплатить государственную пошлину и провести независимую экспертизу. Именно такой порядок действий необходим для того, чтобы наказать дорожников за ненадлежащее состояние дороги и взыскать с них компенсацию вреда.

Однако на практике в 2 случаях из 3 виновниками ДТП, случавшегося на участке дороги плохого качества, определяются водители. Соответственно, немногие из них подают апелляционные жалобы и продолжают борьбу с коммунальными службами. Это сказывается на официальной статистике и служит оправданием для снижения расходов на реконструкцию дорог в масштабах страны.

Досудебное урегулирование

Решение материальных конфликтов в досудебном порядке может быть выгодным для виновной стороны и эффективным для пострадавших лиц. Это обусловлено тем, что виновник может избежать дополнительных судебных и представительских издержек. А пострадавшая сторона получает результат (денежные выплаты) в более короткий срок, чем при подаче искового заявления.

Первый этап претенциозного урегулирования состоит в том, чтобы забрать из ГИБДД два документа: справку формы Ф-154 и акт обследования дорожного полотна. Также нужно узнать точный адрес и наименование организации, которая обслуживает участок автодороги, где произошло ДТП.

Второй этап досудебного урегулирования требует произвести независимую оценку ущерба. Для объективности процесса необходимо письменно уведомить дорожную организацию о месте и времени проведения экспертизы. Результатом работы эксперта будет официальный отчёт с полной калькуляцией ущерба.

На имя руководителя дорожной организации  необходимо составить письменную претензию. Она может быть передана через секретаря или по почте России. Основным лейтмотивом документа должно стать предложение мирного урегулирования спора. Для того чтобы претензия имела успех, нужно подойти к её составлению очень серьёзно. Так как второй попытки подачи претензии у пострадавшего лица не будет, не стоит экспериментировать и писать претензию с помощью интернет советчиков. Как правило, на этом этапе лучше всего обратиться к опытному правозащитнику. Только профессиональный юрист может обосновать претензию с точки зрения закона. Претензия дорожникам за повреждения автомобиля должна содержать ссылки на законы, доказательную базу и реквизиты для возмещения ущерба. Сумма компенсации может состоять из калькуляции ущерба + расходы на экспертизу (по чеку).

Стандартный срок рассмотрения жалобы – 30 дней. Если в течение этого срока дорожники не ответили и не выплатили сумму компенсации, значит, пострадавший автоводитель получил отказ. Следующим этапом должна стать подача иска в суд.

Обращение в суд с иском

Иск на дорожные службы
Источник: https://pixabay.com/photos/justice-statue-lady-justice-2060093/
Иск на дорожные службы подаётся в судебный орган по месту нахождения дорожной службы или её представительства (филиала). К сожалению, пострадавшие водители, не имея соответствующего юридического образования и опыта, мало могут рассчитывать на успешный исход дела. Ведение судебного дела необходимо доверить юристу. Почему это нужно, если есть интернет?

Во-первых: от качества искового заявления зависит весь исход дела. Правовая система России устроена таким образом, что суды завалены тоннами исков. Поэтому у судей есть первичный отбор дел. Его можно охарактеризовать следующими словами: получил дело – избавься от него. Это правда. Те, кто сталкивался с судами, знает, что редкое заявление принимается с первого раза в рассмотрение. Как правило, иск отправляется обратно адресату с определением, почему иск не принимается. Или назначается досудебная встреча со сторонами для уточнения иска. В любом случае, истцам нужны помощники-юристы.

Во-вторых: неподготовленный человек, при всей правоте и полноте доказательств, не сможет разговаривать на одном языке с судьёй и юристом ответчика. А дорожная организация обязательно делегирует судебное разбирательство профессиональному опытному юристу.

В-третьих: на ответчика можно возложить все дополнительные расходы, включая государственную пошлину, представительские расходы, расходы на эвакуацию авто, экспертизу. Данные расходы оплачивает проигравшая сторона. Если удовлетворены не все требования истца, то расходы могут быть поделены между сторонами.

Как составить исковое заявление?

Иск должен содержать заголовок, информационную и заключительную часть.

Заголовок иска должен отражать информацию о судебном органе, истце и ответчике, включая контактные данные, адреса, ФИО, наименование.

Информационная часть должна отражать обстоятельства дорожного происшествия, а также обоснования требований к ответчику. В теле заявления должна быть раскрыта суть дела, перечислены обстоятельства ДТП, изложены требования истца и даны ссылки на законы РФ.

Заключительная часть, как правило, содержит перечень приложений, дату и подпись истца. В качестве доказательной базы прикладывается перечень документов и их копии. Судья в обязательном порядке запросит на проверку и оригиналы документов.

При всей кажущейся простоте искового заявления с данным заданием трудно справиться самостоятельно. Для успешного исхода дела целесообразно обратиться к опытному юристу, правозащитнику или адвокату по гражданским делам.

Пошлина за государственную услугу

Перед тем как обращаться в судебный орган, необходимо уплатить государственную пошлину. Для определения суммы можно воспользоваться одним из онлайн-калькуляторов, которые представлены в сети Интернет. В среднем, для подачи иска по имущественным спорам в мировые и районные суды нужно заплатать 3 200 рублей за иск на 100 тысяч рублей, 5 200 рублей за иск на 200 тысяч рублей, 6 200 рублей за иск на 300 тысяч рублей. Основанием для уплаты госпошлины является статья 333.21 действующего налогового законодательства (кодекса).

Если истец выиграет суд с дорожниками, то данные расходы можно возложить на проигравшую сторону. Для этого подаётся отдельный иск после того, как предыдущее решение суда вступит в законную силу.

Куда следует обращаться?

Обращение в суд по поводу имущественного спора с дорожниками, по вине которых случилось дорожное происшествие, происходит согласно положению гражданского кодекса РФ. Речь идёт о статье № 29, которая регулирует вопросы подсудности. Пункт № 2 данной статьи определяет, что исковые требования к организации подаются по месту её нахождения. В расчёт берётся юридический адрес организации или адрес филиала (представительства).

Если сумма иска менее 50 тысяч рублей, то заявление подается в мировой суд. Если сумма ущерба превышает 50 тысяч рублей, то иск нужно подавать в районный судебный орган.

Доказательства и доказывание

В основе гражданских дел всегда лежат два термина «доказательства» и «доказывание». При всей кажущейся звуковой идентичности, эти понятия имеют совершенно разный смысл.

Доказывания – это обязательства по обоснованию своих требований или возражений, которые возлагаются на стороны имущественного спора. Иными словами, на истца, который требует возмещение ущерба от дорожного предприятия, наложено обязательство доказывания своих требований. При этом ответчик обязан аргументировать свои возражения. И то, и иное обязательство должно быть подкреплено доказательствами.

Доказательства в гражданском иске – это факты, которые каждая из сторон спора представляет в суде. К фактам относятся: устные и письменные объяснения участников процесса, свидетельские показания, письменные и вещественные предметы, относящиеся к делу, а также фото-, видео-, аудиоматериалы и заключения экспертов. Доказательства должны быть получены только в соответствии с законами РФ, иначе они не будут иметь юридической силы.

Основными фактами правоты истца, пострадавшего в ДТП по вине дорожников, могут являться: справка Ф-157, акт обследования участка дороги, показания очевидцев, записи с видеорегистраторов и камер, фотографии с места ДТП и экспертное заключение.

Итоговый документ и исполнение судебного решения

Судебное разбирательство может длиться до 2 месяцев. По итогам дела суд выдаёт решение суда и исполнительный лист. Решение вступает в юридическую силу спустя 30 дней, если не будет подана апелляция. Любая из сторон спора вправе запросит у судебного органа мотивированное решение, в котором подробно описываются законные основания решения. Для получения денежных средств, которые присуждены судом по результатам дела, выдаётся исполнительный документ. В отношении ДТП по вине дорожников оригинал документа получает пострадавший водитель. Его задача – обратиться в службы судебных приставов с заявлением и исполнительным листом. Далее работой по взысканию денежных средств должны заниматься ФССП. На самом дела получить денежные средства с организации гораздо проще, чем с частного лица. Это связано с формой деятельности: ФССП ставит в известность бухгалтерию организации, организации «откосить» от выплат не удаётся, так как могут применяться суровые штрафные санкции и аресты счетов и имущества.

Судебная практика по возмещению ущерба дорожными службами

Ситуация с получением компенсаций от дорожных служб выглядит следующим образом:

  • официальная позиция ГИБДД в отношении определения виновника ДТП такова, что почти в 100 % обвиняют водителей в несоблюдении п. 10.1 ПДД. В добровольном порядке ни один инспектор не аргументирует обстоятельства аварии плохим состоянием дорог. Если на этапе оформления протокола, осмотра места ДТП не добиться подробного описания состояния дорожного полотна и не настоять на выписывании акта обследования автодороги, то доказать вину дорожников будет невозможно;
  • в 2-х случаях из 3-х, когда ДТП случилось по причине неудовлетворительного состояния автодороги, водители не подают претензии дорожникам. Такая картина обусловлена отсутствием веры в российское правосудие, незнанием законов и простой человеческой ленью;
  • однако те случаи, которые доходят до суда, выигрываются достаточно легко. При этом существенным является участие юриста в процессе и наличие качественной доказательной базы;
  • в последние три года увеличилось количество исков против дорожных служб.

Заключение

40 % ДТП, происходящих на российских дорогах, происходит по вине плохого качества дорожного покрытия, низкого коэффициента сцепления колес автомобилей с дорогой, а также из-за предельной перегруженности дорожной сети. Россия нуждается в увеличении общей протяжённости дорог в 3 раза. Дорожная сеть отстаёт в своём развитии в среднем на 40-50 лет от мирового уровня, при этом количество автомобилей в стране стремительно растёт. Таковы результаты исследования РАНХиГС. Каждый автовладелец уплачивает транспортный налог, и этот факт даёт ему право пользоваться качественными дорогами. И каждый частный случай, когда водители не отстаивают свои права в отношении вины дорожных служб, является подтверждением того, что наши российские дороги не нуждаются в ремонте и реконструкции. Ведь распределение государственного бюджета происходит на основе официальных статистических данных: нет внушительной статистике по вине дорожников, нет денег на дороги.

Ольга Панфилова
В 1999 году закончила с отличием Волгоградский институт экономики, социологии и права по специальности экономист. С 2007 года и по настоящее время работаю в сфере недвижимости, в качестве индивидуального предпринимателя. Занимаюсь юридическими вопросами купли-продажи, дарения и наследства объектов жилого и нежилого фонда. Также в мои обязанности входит составление договоров и консультирование клиентов. Активный автолюбитель. Водительские права категории «В». Писать статьи люблю со времен студенчества, нахожу это интересным и познавательным. Буду рада, если мои статьи окажутся полезными и помогут читателям разобраться в интересующих их вопросах.
Пожалуйста, оцените статью!
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Вам будет интересно
К этой статье пока нет комментариев. Сделайте это первым!

Напишите Ваш комментарий