Бесплатная консультация автоюриста: +7 (499) 577-02-48 (Москва), +7 (812) 467-30-49 (Санкт-Петербург)
Бесплатная консультация автоюриста:
+7 (499) 577-02-48, +7 (812) 467-30-49
Юридический портал «Автомобиль и закон» — актуальная и точная информация по вопросам, связанным с применением российского законодательства в области автотранспорта, от практикующих юристов.

Основные правила езды задним ходом в 2019 году: причины ДТП, запрет и зона ответственности водителей

Ведущий центр экспертизы Allianz Center for Technology опубликовал результаты своих исследований. Так, эксперты подсчитали, что 8 из 10 автоаварий происходит при движении задним ходом на парковках. При этом общее количество ДТП при движении задним ходом, которые случились за последние 10 лет, увеличилось на 40 %. Причинами такой картины специалисты называют изменения в форме транспортных средств и процессы урбанизации. Автомашины больших размеров попадают в аварии на 30 % чаще, чем компактные или автомобили стандартных размеров. О том, как минимизировать возможность автостолкновения в рамках езды задним ходом, читайте в нашей статье.

Правила езды задним ходом
Источник: https://pixabay.com/photos/car-accident-car-crash-car-2429527/

Основные правила при движении задним ходом

Основные правила
Источник: https://pixabay.com/photos/car-rearview-mirror-reflection-1000044/

ДТП при движении задним ходом — это один из самых коварных манёвров, ввиду общей сложности мероприятия. К сожалению, в действующих правилах ДД уделено мало внимания данной теме. Вся информация заложена в п. 8.12 и заключается в следующем:

  • начиная движение задним ходом, водитель берёт ситуацию под свой контроль и под свою ответственность;
  • автоводитель может осуществлять движение «задом» только на тех участках дорог, где это не запрещено по ПДД;
  • он обязан убедиться в безопасности будущего манёвра;
  • он должен удостовериться в том, что его действия не создают помехи другим участникам движения, будь то авто-, мототранспорт или пешеходы;
  • движение его автомобиля задним ходом не должно привести к изменению траектории, направления или скорости других авто, имеющих право преимущественного проезда;
  • для заднего хода нужно выбирать пониженную передачу и скорость;
  • если шофёр понимает, что видимость ограничена или он не справляется с ситуацией самостоятельно, он может прибегнуть к помощи третьих лиц.
В российских правилах дорожной безопасности нет никаких послабляющих пунктов, которые бы смягчали или снимали вину с водителя, если тот двигался задним ходом и стал виновником ДТП. При этом не учитываются внешние факторы: ни плохие погодные условия, ни неудовлетворительное дорожное покрытие.
Для того чтобы минимизировать возможность столкновения с авто-, мототранспортом, а также со зданиями, сооружениями и людьми, нужно понимать на каких участках разрешено и запрещено двигаться задним ходом. Также водители должны знать и постоянно освежать в памяти нюансы выезда с парковочных мест, где совершается самое большое количество мелких ДТП.

Где разрешено двигаться задним ходом?

Опираясь на действующие нормы ПДД можно сказать, что движение автомобиля задним ходом разрешено на всех участках дорог, кроме тех мест, которые перечислены в правилах как места запретов.

Самым безопасным местом для движения задом можно назвать односторонние дороги. Отсутствие встречных машин облегчает манёвр, хотя получить штраф за движение задним ходом на «одностронке» тоже нетрудно. Речь может идти о создании аварийной ситуации, о наезде на стоящие и движущие авто, а также о выезде на «односторонку» задним ходом.

Кроме того, кратковременный проезд на проезжей части задним ходом также не запрещается ПДД. При этом нужно быть максимально внимательными и оценивать поведение окружающих.

Запрет на движение задним ходом

Участки дорог, на которых категорически нельзя (запрещено) производить манёврирование задним ходом, чётко описаны в российских нормах дорожного движения, а именно в пунктах 16.1 и 8.11. Согласно им введён запрет на движение автотранспорта задним ходом на перекрёстках и на мостах, путепроводах, эстакадах, туннелях и под ними, также на пешеходных переходах и в местах остановок регулярного общественного транспорта. Кроме того, категорически нельзя автомобилям двигаться «задом» в местах железнодорожных переездов, на автомагистралях и на тех участках дорог, где наблюдается ограниченная видимость (менее 100 м). Кроме того, введён запрет на маневрирование задним ходов в тех местах, где запрещён разворот. Для того чтобы не попасть под административное наказание, водители должны знать вышеуказанные положения дорожных правил и обращать внимание на разметку и дорожные знаки запрета.

Нюансы выезда с парковки

Нюансы выезда с парковки
Источник: https://pixabay.com/photos/parking-street-cars-city-369381/

ДТП при движении задним ходом на парковке – это самое распространённый вид автомобильных аварий. Их количество просто поражает: 80 % городских аварий совершается именно на парковках. Как правило, причинами является невнимательность, спешка и непривычные габариты машины. Большие по размерам машины попадают в аварии на парковках на 30 % чаще, чем стандартные и мини-авто.

Нюансы выезда с парковки:

  • водитель должен знать габариты (размеры) своего автомобиля и управлять им в соответствии с этим;
  • выезжать с парковки задним ходом можжно, только убедившись в безопасности манёвра. При этом главным фактором является круговая (на 360 градусов) видимость ситуации. Оценивать уровень безопасности нужно справа, слева и позади своего авто;
  • если водитель видит, что другой автомобиль пятится прямо на него, нужно начать сигналить с помощью клаксона. При этом нецелесообразно начинать движение задним ходом, лучше увести авто в сторону или вперёд, не прекращая сигналить;
  • также нужно реагировать на звуковой сигнал из других машин, если шофёр начал «выпарковываться задом»;
  • на парковке нельзя спешить и включать повышенную передачу (для авто с механической коробкой передач);
  • если автоводитель затрудняется выполнить выезд с парковки самостоятельно, то он может прибегнуть к помощи (совету) другого человека. При этом ответственность за действия возлагаются исключительно на водителя авто.

ДТП при движении задним ходом — кто виноват?

«Я сдавал назад, ударил машину, кто виноват?», «Мне въехали в задний бампер, кто виноват?» — такие вопросы чаще всего задают неопытные водители на автомобильных форумах. Как правило, виновником ДТП определяется тот водитель, который двигался задним ходом, так как он нарушил пункт 8.12 действующих российских правил дорожной безопасности. Это означает, что автоводитель не убедился в безаварийности своего манёвра и допустил создание столкновения автомашин. Штраф за подобное деяние на территории автопарковок составляет 500 рублей. А право на страховые выплаты в рамках ОСАГО имеет второй участник ДТП. В том случае, если у виновника ДТП отсутствует полис «автогражданки», то материальная ответственность за причинённый ущерб имуществу и здоровью людей будет возлагаться на него в полном объёме. Кроме того, в случае причинения вреда человеческим жизням в отношении виновника могут применяться нормы уголовного права.

Причины аварий

Самыми часто повторяющимися причина ДТП являются:

  • ситуация, когда автомобиль осуществляет «европарковку». Он пытается заехать на парковочное место, а другое авто подъезжает слишком близко;
  • в виду отсутствия достаточного водительского опыта езда задом часто приводит к ДТП;
  • ситуация на парковке, когда одна машины выезжает задом с места, другая видит, что намечается авария и начинает уходить от столкновения ездой задом. В результате невнимательности, спешки и нервной обстановки водитель второго авто не замечает третий автомобиль, который выезжает с парковочного места;
  • плохая видимость, неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, дождь/ливень/снегопад – все эти факторы становятся катализаторами дорожных аварий. Однако степень ответственности водителя не смягчается при движении задом;
  • крайне ограниченное пространство, как, например, во дворах многоквартирных домов, часто становится местом ДТП. При парковке «тютелька в тютельку» нужно учитывать возможность безаварийного выезда;
  • спешка и нервозное эмоциональное состояние водителя. Эти факторы приводят к печальным последствиям.

Как избежать столкновения при движении задним ходом?

В водительских кругах считается, что большинство мужчин-водителей осуществляют езду задним ходом лучше, чем женщины. И это действительно так. Это связано с тем, что мужчины обладают более развитой координацией и пространственным мышлением. Поэтому женщины-водители тратят на езду задним ходом гораздо больше времени и делают это неуверенно.

Для того чтобы не попасть в дорожную аварию при езде задним ходом, нужно:

  • чувствовать размеры своего авто;
  • понимать, что в большинстве случае виновником ДТП будет именно водитель, совершающий маневрирование задним ходом. Отдавать отчёт об опасности данного мероприятия;
  • если водитель не уверен в своих водительских способностях при езде задом, то стоит приложить усилия, чтобы избежать данного манёвра. Например, можно припарковаться так, чтобы можно было выехать с места вперед;
  • быть предельно внимательным и сконцентрованным в момент манёвра;
  • оценивать ситуация на 360 градусов: пользоваться всеми зеркалами, встроенными системами помощи или советами третьих лиц;
  • нужно помнить, что опасность представляют не только движущийся авто-, мототранспорт, но и люди (пешеходы). Зачастую появление человека возле заднего бампера машины можно не заметить. Особенно это актуально в темное время суток или в плохую погоду. Остерегайтесь мест, где возможно появление детей;
  • необходимо обращать внимание или подавать звуковые сигналы при малейшей опасности;
  • нельзя спешить и торопиться;
  • нельзя нервничать. Нельзя садиться за руль и ехать задним ходом после ссор с близкими людьми;
  • нельзя разговаривать по телефону в момент манёвра;
  • при парковке в местах ограниченного пространства нужно учитывать возможность безаварийного выезда. Часто так бывает, что водители не задумываются о том, как они будут выезжать с места стоянки.
Если есть возможность избежать маневрирования задним ходом, избегайте его. Езда задом на автомобиле – один из самых сложных и коварных манёвров в любой автомобильной практике.

Заключение

В водительской среде бытует мнение, что виновником ДТП всегда будет тот автоводитель, который осуществляет движение задним ходом. И действительно, в подавляющем большинстве виновниками дорожных аварий признаются водители, которые двигались задним ходом. Это утверждение подкрепляется множественными случаями и действующими нормами дорожного движения. Вина водителя, совершающего езду задом, будет определяться по принципу «не убедился в безопасности манёвра», «создал аварийную ситуацию» и «не предпринял действий для устранения опасности». Опровергнуть вину в этих случаях крайне трудно. Поэтому, если шофёр может избежать маневрирования задним ходом и обойтись без него, то лучше так и сделать.

Ольга Панфилова
В 1999 году закончила с отличием Волгоградский институт экономики, социологии и права по специальности экономист. С 2007 года и по настоящее время работаю в сфере недвижимости, в качестве индивидуального предпринимателя. Занимаюсь юридическими вопросами купли-продажи, дарения и наследства объектов жилого и нежилого фонда. Также в мои обязанности входит составление договоров и консультирование клиентов. Активный автолюбитель. Водительские права категории «В». Писать статьи люблю со времен студенчества, нахожу это интересным и познавательным. Буду рада, если мои статьи окажутся полезными и помогут читателям разобраться в интересующих их вопросах.
Пожалуйста, оцените статью!
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Вам будет интересно
К этой статье пока нет комментариев. Сделайте это первым!

Напишите Ваш комментарий