Юридический портал «Автомобиль и закон» — актуальная и точная информация по вопросам, связанным с применением российского законодательства в области автотранспорта, от практикующих юристов.

Почему водители получают иски от страховых компаний при пропуске срока обращения по Европротоколу?

Последнее обновление статьи:

Как оказалось на практике, Европротокол как способ самостоятельного оформления ДТП, может быть опасным для водителей. Речь идёт о финансовой стороне вопроса. Огромное количество водителей с момента официального введения так называемого «Европротокола», получили иски от страховых компаний на крупные суммы. Дело касалось виновников дорожно-транспортных происшествий, которым страховые компании выставляли регрессные требования. Проблемой заинтересовался Центральный банк России, в ходе исследования было выяснено, что резкий скачок регрессных требований со стороны страховщиков связаны с тем, что виновники ДТП не предоставляли вовремя бланк Европротокола, сроки обращения в страховую компанию были пропущены.

Оформление ДТП

Часть водителей, оказавшихся в подобной ситуации, ссылались на сами бланки извещений о ДТП, на которых прописано чёрным по белому, что срок предоставления документа 15 дней. Как оказалось, крупные страховые компании выдавали своим клиентам просроченную бланочную продукцию, которая закончила своё действие ещё в октябре прошлого года. И там действительно прописан срок – 15 дней.

Протокол

Суды, как правило, принимают сторону страховых компаний. Несмотря на то, что пропуск срока может быть по «уважительной» причине (больничный, сессия, командировка), что прописано в постановлении пленума ВС №58 2017 года, судебные органы в подавляющем большинстве отклоняют подобные доказательства. В редких, единичных случаях, водителям удалось защитить себя от регресса, в основном это удалось из-за того самого 15-дневного срока, прописанного на старых бланках. Это признали «ненадлежащим информированием страхователей» и «недобросовестной практикой страховщиков».

По закону «Об ОСАГО», ст. 14, п. «ж», извещение о ДТП должно быть представлено в страховую компанию в течение пяти рабочих дней. Именно нарушение этого срока является той самой причиной выставления регресса для многих водителей. Юристы в негодовании: нарушение сроков подачи документа приравнивается к таким причинам регресса, как совершение умышленного ДТП или дорожная авария в состоянии алкогольного или иного опьянения. Неужели это сопоставимо? Абсурдные требования закона на руку страховщикам, и как показывает практика, они пользуются этой ситуацией, не стесняясь. Так, например, известная компания «Альфастрахование» в 2018 году предъявила претензий из-за несоблюдения сроков предоставления извещений своим клиентам в 3,5 раза больше, чем в предыдущем году. Не нужно быть экспертом страхового рынка, чтобы понять, что такое «закручивание гаек» является ни чем иным, как распоряжением высшего руководства большинства страховых компаний. Они действительно «следуют букве закона», поставив в один ряд ДТП «под градусом», умышлено совершенное ДТП и нарушение сроков подачи Европротокола, как причины для регресса.

Специалисты Центробанка РФ отметили, что они занимаются анализом сложившейся ситуацией и рассматривают данный вопрос в плоскости возможных изменений в самом процессе передачи извещения о ДТП страховщикам. А именно речь идёт о возможности направления Европротокола в электронном виде на адреса страховых компаний. Такая форма передачи извещения о ДТП страховщику может облегчить документооборот и разрядить напряжённую обстановку на рынке автострахования. Кроме того, электронный документооборот исключает из процесса человеческий фактор, а с помощью электронных записей всегда можно отследить время и дату оправки и получения документа.

В свою очередь Министерство Финансов РФ прокомментировало резко возросшее количество регрессивных требований страховых компаний к своим клиентам следующим образом: «Вопросы применения регрессного требования в рамках ОСАГО требуют комплексной фундаментальной проработки не только в рамках совершенствования законодательства об ОСАГО, но и в рамках проводимой работы по совершенствованию Гражданского кодекса». Таким образом, можно сказать, что министры признали абсурдность законодательства в этой области. Решение вопроса хоть и лежит на поверхности, его проработка и утверждение требуют времени. Как понятно из ситуации, пока на законодательном уровне будут приниматься поправки в закон «Об ОСАГО» и в Гражданский Кодекс, водители будут сталкиваться с регрессными требования страховых компаний. Каждому водителю нужно помнить, что срок подачи Европротокола страховщику составляет пять рабочих дней!

Ситуация с упрощенной формой оформления ДТП получила своё продолжение 8 декабря 2018 года. Именно в этот день в юридическую силу вступили изменения в действующие правила дорожного движения в области оформления ДТП без пострадавших. Теперь можно заполнять Европротокол без участия сотрудников полиции даже при условии наличия разногласий между участниками ДТП. Главными условиями упрощенного оформления ДТП теперь считаются только отсутствие пострадавших граждан и количество машин-участниц ДТП (2 штуки). Как на практике можно осуществить это мероприятие, водители не понимают, особенно в условиях, что оба водителя не считают себя виновными. Как быть с подписями Европротокола, если водители не нашли согласия? Кто будет заниматься разбирательством ситуации, определять виновных? Как это отразится на страховых возмещениях? Не будет ли это ещё одной причиной для регрессных требований страховых компаний? Как всегда, вопросов пока больше, чем ответов.

 

Ольга Панфилова
В 1999 году закончила с красным дипломом Волгоградский институт экономики, социологии и права по специальности экономист. В течении 10 лет работала в сфере недвижимости, именно юридическим сопровождением и договорами. В данный момент работаю в сфере управления гостиничного бизнеса. Писать статьи люблю со времен студенчества, нахожу это интересным и познавательным.
Пожалуйста, оцените статью!
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Вам будет интересно
1 комментарий к статье «Почему водители получают иски от страховых компаний при пропуске срока обращения по Европротоколу?»
  1. Мне кажется, что возникла правовая коллизия, чёткий окончательный ответ по которой должны дать суды более высокой инстанции. В любом случае, страховщики должны сообщить через прессу о том, что бланки устарели.

Напишите Ваш комментарий