Юридический портал «Автомобиль и закон» — актуальная и точная информация по вопросам, связанным с применением российского законодательства в области автотранспорта, от практикующих юристов.

Изменения ПДД с 8 декабря 2018 г. Что ожидает водителей?

Не все водители отдают себе отчёт в том, что с получением водительского удостоверения в их жизнь приходит обязанность следить за всеми изменениями и нововведениями относительно правил дорожного движения. А они, как показывает практика, изменяются довольно часто. После вступления поправок в законную юридическую силу, каждый водитель обязан соблюдать новые нормы ПДД. Безусловно, если водитель нарушит новые правила, то нельзя будет уйти от ответственности по причине «я не знал». Мы все понимаем, что незнание закона не освобождает от ответственности, поэтому предлагаем вам внимательно изучить последние новости относительно изменений действующих ПДД. Поправки вступили в законную силу 8 декабря 2018 года.

Изменение в ПДД

Автомобильный знак «Ш» отменён

Знак

Именно до указанной даты (08.12.18.) у сотрудников ГИБДД было юридическое право штрафовать водителей за то, что на транспорте не было знака «Ш», не смотря на то, что Д. Медведев поставил свою подпись на постановлении об отмене знака «Ш» ещё 24 ноября. Это объясняется процессуальными сроками: через пять календарных дней документ был опубликован на сайте Правительства РФ, как официального источника правовой информации. А поправки в ПДД вступают в свою юридическую силу по истечении недели, то есть 08 декабря. Таким образом, пункт под № 8 Основных положений по допуску транспортных средств утратил свою силу.

Большинство водители явно рады нововведению, так как давно ждали его отмены. Производители дорожных наклеек, наоборот, так как потеряли часть дохода. Прошлогодний ажиотаж и дефицит наклеек многим предпринимателям были на руку.

Официальная отмена знака связана с тем, что законодатели, наконец-то, признали утрату его актуальности. В пояснительных документах к постановлению написано, что автомобильная наклейка с литерой «Ш» не может быть веским основанием для определения вероятного движения соседних ТС, находящихся в дорожном потоке. В документе речь идёт о том, что конструктивные характеристики автомобиля, его вес и загруженность, особенности тормозной системы и другие критерии могут оказывать специфическое влияние на тормозной путь автомобиля, что особенно ярко проявляется на неоднородном дорожном полотне.

То есть официально признано, что наклейка «Ш» не может быть для водителей маркером динамических характеристик рядом движущихся автомобилей.

Изменения в терминах

Любой начинающий водитель, будучи ещё курсантом автошколы, первым делом, начинает учить понятия и термины, которые используются в правилах дорожного движения. Пункт под №1.2. включает в себя действующую терминологию, которая является основополагающей для каждого водителя. Последние изменения коснулись двух определений: пешеход и инвалид.

Новое понятие «Пешеход»

Термин

В новой редакции ПДД претерпело изменения определение «Пешеход» и пункт под № 4.1. Изменения коснулись только категории граждан, имеющих инвалидность по состоянию здоровья и которые передвигаются с помощью механизированного инвалидного кресла. Если ранее под определение «Пешеход» попадали только инвалиды, передвигающиеся на инвалидных колясках без двигателя, то с 8 декабря 2018 года пешеходами официально названы граждане, осуществляющие своё передвижение с помощью инвалидной коляски, в том числе и с двигателем. Соответствующие поправки внесены и в правила передвижения пешеходов: из словосочетания «инвалидные коляски без двигателя», убрали «без двигателя».

Скорректирован автомобильный знак «Инвалид»

Знак

Изменения коснулись автомобильного знака для инвалидов. Внешний вид и размеры знака остались прежними. Однако существенно изменились его два критерия: терминология и количество устанавливаемых знаков на автомобиле. Теперь на машину можно наклеить всего один знак, спереди или сзади, на усмотрение правообладателя. В самом же термине убраны уточняющие сведения, а именно «управляемых инвалидами I и II групп». Таким образом, под определение «Инвалид» стали попадать лица с установленной инвалидностью всех категорий, включая третью. Соответственно, они также приобретают все полагающиеся преимущества для инвалидов: право парковаться в пределах действия запрещающих стоянку знаков и право пользоваться парковочными местами, предназначенными для автотранспорта инвалидов.

При этом нововведения произошли в отношении дорожных знаков, не действующих на автомашины инвалидов, а именно запрещающих знаков 3.28 – 3.30  (теперь могут парковаться инвалиды всех групп) и 3.2-3.3 (в правилах чётко оговорены только первая и вторая группа инвалидности).

Для визуализации изменений посмотрите на таблицу:

Знаки

Для инвалидов первой и второй группы существенных изменений не произошло.

Изменения в оформлении дорожного происшествия без пострадавших граждан

ДТП

Согласно последним поправкам в ПДД, оформление дорожно-транспортного происшествия без пострадавших (раненых) граждан можно производить без участия сотрудников полиции даже при условии наличия разногласий между участниками ДТП. Существенным условием оформления ДТП по Европротоколу является только отсутствие пострадавших лиц.

Если случилось ДТП и пострадало только имущество, водители обязаны:

  • зафиксировать положение автомашин относительно друг друга и объектов инфраструктуры, а также следы и предметы, имеющие отношение к ДТП, любыми доступными средствами (фото, видео, зарисовки и пр.);
  • затем освободить проезжую часть, если машины, участвующие в ДТП, создают препятствия другим участникам дорожного движения.

При этом сообщать в полицию о дорожном инциденте водители не обязаны, даже если между ними есть разногласия по поводу обстоятельств дорожной аварии. Ранее в ПДД пункте под № 2.6.1 были прописаны условия, при которых можно было обойтись без вызова дорожной полиции. Сегодняшний пункт 2.6.1 ПДД даёт ссылку на закон «Об ОСАГО». Таким образом, устранили разногласия между ПДД и изменениями в законе «Об ОСАГО», которые вступили в юридическую силу 01.06.2018 года.

Как на практике будет обстоять процесс оформления ДТП по Европротоколу при условии, что водители не нашли согласия по вопросу «Кто прав, кто виноват?», не известно.

Новое понятие «Меры предосторожности при ДТП»

Знак

Законодатели позаботились о водителях, внеся в пункт под № 2.5 ПДД определение «меры предосторожности при ДТП».

До 8 декабря текущего года каждый водитель знал, что при дорожной аварии необходимо произвести следующие действия:

  • остановить автомобиль;
  • включить «аварийку»;
  • выставить аварийный знак – треугольник;
  • не трогать и не перемещать предметы, которые имеют отношение к ДТП.

Однако после вступления в юридическую силу последних поправок в ПДД, ко всем вышеперечисленным действиям добавлен ещё один пункт, а именно:

  • водитель обязан соблюдать меры предосторожности при нахождении на проезжей части дороги.

Что это означает, и в каком виде эти меры должны быть предприняты, пояснений нет. Однако всем водителя нельзя забывать о том, что за нарушение обязанностей водителя при дорожно-транспортном происшествии, предусмотрен штраф в одну тысячу рублей, согласно статье 12.27 Кодекса об Административных Правонарушениях (часть 1). То есть можно предположить, что если водитель – участник ДТП, каким-либо способом пострадает уже после совершения аварии, находясь на проезжей части дороги, то его могут оштрафовать за то, что он не предпринял меры предосторожности для собственной безопасности? Согласитесь, интересная поправка в ПДД.

Нововведения е-полисах ОСАГО

Полис

Последние поправки действующих правил дорожного движения затронули владельцев электронных полисов «автогражданки». В правилах прописали обязанность водителей иметь при себе на бумажном носителе и по требованию инспекторов полиции «передавать информацию о заключении электронного договора ОСАГО» для проверки. Если вдаваться в юридические тонкости, то непонятным являются два нюанса данной поправки:

  • что означает «передавать информацию» сотрудникам полиции? Почему убрали формулировку «предъявлять»? Или «передавать» означает «предъявлять»?
  • какую именно «информацию о заключении договора ОСАГО» нужно передавать проверяющему инспектору?

Проще всего, согласно нововведениям, приобретённый электронный договор ОСАГО распечатать на бумаге и возить с собой. Если водитель имеет бланочный вариант полиса, то он тоже должен быть всегда с собой. Варианты, когда некоторые водители ездили с фотографией полиса и предъявляли проверяющему инспектору номер договора в виде фото, больше не являются законными. С 8 декабря ситуация изменилась, но по-прежнему требование возить с собой полную распечатку полиса ОСАГО не прописано.

Заключение

Смело можно сказать, что из всех последних поправок ПДД, ровно половина ясна, однозначна и радует водителей, а другая половина настолько непонятна, что водители и юристы не понимают о чём идёт речь.

Отмена знака «Ш» и изменения, которые касаются инвалидов, облегчают жизнь водителей, и это не вызывает разночтения в правилах дорожного движения. Что касаемо, е-полиса и передачи информации о его заключении сотруднику полиции, то здесь много непонятного. Какая информация нужна для проверки, в правилах не уточнено. С какой целью в новых правилах не прописано требование о распечатке е-полиса на бумаге полностью? Что практически означает словосочетание «передача информации на бумажном носителе», никто не понимает. Почему нельзя было дать формулировку «предъявить документ на бумажном носителе»? Равняются ли глаголы «передавать» и «предъявлять»?

Такое же недопонимание у автолюбителей вызывает пункт о «мерах предосторожности» водителей в случае ДТП при нахождении на проезжей части дороги. Данный пункт добавлен к обязанностям водителя при ДТП. Никаких пояснений на эту тему законодателями не прописано. Как должны выглядеть эти меры или что нельзя делать в целях обеспечения этих мер, не указано. Однако штраф за нарушение обязанностей водителя при дорожной аварии имеется.

По поводу самостоятельного оформления ДТП без раненых лиц, тоже есть вопросы. Существенным изменением является ссылка к закону об «автогражданке», согласно которому водители могут оформлять Европротокол даже при наличии разногласий между участниками ДТП. Как практически это мероприятие будет осуществляться, никто не знает. Больше половины водителей просто не умеют работать с Европротоколом, а в условиях наличия разногласий у водителей, вряд ли это можно сделать правильно. Можно предположить, что это приведёт к тому, что пострадавшая сторона ДТП не получит страховое возмещение. Поэтому лучше всего воспользоваться услугами аварийного комиссара.

 

Ольга Панфилова
В 1999 году закончила с красным дипломом Волгоградский институт экономики, социологии и права по специальности экономист. В течении 10 лет работала в сфере недвижимости, именно юридическим сопровождением и договорами. В данный момент работаю в сфере управления гостиничного бизнеса. Писать статьи люблю со времен студенчества, нахожу это интересным и познавательным.
Пожалуйста, оцените статью!
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Вам будет интересно
К этой статье пока нет комментариев. Сделайте это первым!

Напишите Ваш комментарий